Раздел 1 — Общие положения

ПДД РФ Таблица штрафов
Правила дорожного движения Российской Федерации

Действующая редакция

 Раздел 1Раздел 2

 

Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:[ad#tel]

    "Автомагистраль" — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

    "Автопоезд" — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

    "Велосипед" — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

    "Водитель" — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

    "Вынужденная остановка" — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

    "Главная дорога" — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

    Введен с 20 ноября 2010 года.
    "Дневные ходовые огни" — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

    "Дорога" — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

    "Дорожное движение" — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

    "Дорожно-транспортное происшествие" — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    "Железнодорожный переезд" — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

    "Маршрутное транспортное средство" — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

    "Механическое транспортное средство" — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

    "Мопед" — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

    "Мотоцикл" — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

    "Населенный пункт" — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
     
    "Недостаточная видимость" — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
     
    Было до 20 ноября 2010 года.
    "Обгон" — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.
    Стало с 20 ноября 2010 года.
    "Обгон" — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

    "Обочина" — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

    Введен с 20 ноября 2010 года.
    "Ограниченная видимость" — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

    "Опасность для движения" — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного проишествия.

    "Опасный груз" — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

    Введен с 20 ноября 2010 года.
    "Опережение" — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

    "Организованная перевозка группы детей" — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

    "Организованная пешая колонна" — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

    "Организованная транспортная колонна" — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.[ad#kasko]

    "Остановка" — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

    "Пассажир" — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

    "Перекресток" — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

    "Перестроение" — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
     
    "Пешеход" — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

    "Пешеходный переход" — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.11.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

    "Полоса движения" — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    "Преимущество (приоритет)" — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

    Введен с 20 ноября 2010 года.
    "Препятствие" — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

    "Прилегающая территория" — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

    "Прицеп" — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

    "Проезжая часть" — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
     
    "Разделительная полоса" — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

    "Разрешенная максимальная масса" — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

    "Регулировщик" — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

    "Стоянка" — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

    "Темное время суток" — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
     
    "Транспортное средство" — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
     
    "Тротуар" — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном.
     
    "Уступить дорогу (не создавать помех)" -требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
     
    "Участник дорожного движения" — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.[ad#tel]

 
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

см. → Общие обязанности водителей

Комментарии закрыты.

  1. ольга

    Добрый день!Слышала,что теперь обязательно водителям стаж вождения которых менее 2-х лет,вывешивать знак на заднее стекло.Это правило уже вступило в силу?И какие штрафные санкции за неисполнние?Заранее спасибо!

    см. — Знак «Начинающий водитель«

  2. Кот

    Здравствуйте!
    Существует ли такое положение в новых ПДД или будет принято, что при передвижении за рулём транспортного средства, водителю запрещается курить, и есть ли какая-нибудь мера наказания за это?

  3. Игорь

    В каких случаях необходим путевой лист, и чем это регламентируется. Ситуация — работник предприятия по доверенности ездит на легковом автомобиле предприятия.

  4. Сергей

    добрый день!
    Меня интересует вопрос: если стоит знак обгон запрещён, проезжая часть разделена осевой ширина полосы движения позволяет произвести опережение попутного транспорта не совершая манёвра и не выезжая на полосу встречного движения, как это будет рассматриваться нарушение ПДД или нет?
    Заранее благодарю.

  5. марина

    Подскажите пожалуйста, машина без пройденного ТО была буксирована (на гипкой связке) в гаи для снятия с учета, в итоге на посту гаи были останолены выписали штраф и забрали намера на сколько это было правомерно со староны сотрудников гибдд? ( все пункты правил буксировке были соблюденены) про наличие или отсутствие то в правилах ничего не сказано)

  6. Олеся

    Добрый день! Подскажи пожалуйста, имеет ли право сотрудник ГИБДД при исполнении быть свидетелем? В каком разделе правил ПДД это прописывается? Имеет или не имеет?
    С уважением, Олеся.

  7. Андрей

    Здравствуйте!
    Меня лишили по ст.12.15.4 на 4 месяца. Но машина для меня единственное средство дохода. Возможно ли изменить наказание?
    Заранее спасибо, Андрей.

  8. Виталий

    Добрый день! Водитель нашей организациии при движении с пропуском в приделах третьего кольца г.Москва нарушил рядность движения. Имеет ли право сотрудник Гибдд изъять пропуск за такое нарушение? С уважением, Виталий.

  9. Андрей

    Добрый день.
    Вопрос о ТО. Можно ли проходить ТО в Москве если автомобиль зарегистрирован в другом регионе.

  10. Михаил

    Здравствуйте,не могли бы вы подсказать может ли сотрудник ДПС оштрафовать или забрать мопед при нарушении правил, и каком разделе ПДД это прописывается?

  11. Крылов Юрий Геннадьевич CПБ

    Театральная пл. Перекресток ул. Глинки и Декабристов. По загоревшейся зеленой стрелке светофора повернул направо. Оказался на стоянке, остановился. По декабристов только движение мне на встречу. Впереди бетон столбы, кирпич. Развернулся, отобрали права. Здесь противоречие между сигналом светофора и знаком движение толоко прямо. Будет ли оно истолковоно в мою пользу.

  12. Александр Юрьевич Кутепов

    картинка20
    Я пересек улицу с односторонним движением под углом примерно 15 градусов влево от оси примыкания на парковку к магазину. Знака 3.1 за перекрестком нет. Мне в протоколе записали: » нарушил требование знака 5.7.1 повернул налево и двигался во встречном направлении ответственность за которое предусмотрена ст.12.16.3 , хотя я не двигался а стоял перед парковкой (это я зафиксировал на фото)

  13. Андрей - Петропавловск-Камчатский

    Добрый день! Сегодня попал в ДТП при следующих условиях:
    Двигаюсь прямо по дороге, с левой стороны которой парковочные места машин и собственно машины, с правой стороны — жилые здания, магазины, предприятия, кроме того, под прямым углом к проезжей части также припаркованы машины. Ширина проезжей части позволяет встречным машинам без проблем разъезжаться даже в зимних условиях (сугробы, припаркованные машины, плохая очистка дорог и т.д.). Передо мной с правой стороны имеется проулок, ширина которого позволяет двигаться только одной машине, одновременный разъезд встречных исключен. Интенсивность движения через проулок в разы меньше, чем по дороге, по которой двигаюсь я, при этом знаки приоритета отсутствуют. Из проулка выезжает автомобиль, увидев меня, водитель останавливается и тут же продолжает движение мне наперерез с поворотом налево. Несмотря на небольшую скорость (15-20 км/ч) и предпринятое торможение произошло столкновение (сработала АБС, под колесами лед со снежной кашей). Инспектор признал виновным меня, т.к. на пересечении проезжих частей, не обозначенных знаками приоритета, я имел помеху справа, которую обязан был пропустить. На мое возражение, что я двигался по главной дороге, а выезд из проулка (с прилегающей территории) является второстепенной, ответил, что в правилах данный случай не регламентирован. В то же время, в п. 1.2. четко определено понятие главной дороги и прилегающей территории. Кто прав в данной ситуации?



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн