Игорь Юргенс, глава РСА, сообщил, что наибольший ущерб страховым компаниям наносят автоюристы, которые забирают себе 43% страховых выплат по судебным решениям.
За последние 5 лет доля выплат юридическим компаниям увеличилась втрое, то есть если в 2011-м автоюристы забирали себе 15% от суммы страховых премий по судебному решению, то в 2015-м показатель составил 43%.
Юргенс сетует, что с автоюристами необходимо как-то решать вопрос, благо, что судебных разбирательств становится меньше, а происходит это потому, что в последнее время введена единая методика оценки ущерба. Так, подчеркивает Юргенс, в 2013-2014 гг. доля выплат по решению суда составила примерно 25% от всех выплат, а в 2015-м — уже 14%. Причем, «если бы лодку не раскачивали автоюристы», то показатель вообще бы стремился к нулю.
Юргенс вообще не очень доволен ситуацией на страховом рынке. РСА и страховщики решительно недополучают прибыли и насчитывают излишние убытки. Например, из-за повсеместной продажи фальшивых полисов страховщики недосчитались 5 млрд рублей упущенной выгоды. Причин такой ситуации названо множество, но из вида упускается одна, видимо, несущественная: ОСАГО столь дорог, что большинству проще купить подделку, чем выкладывать из кармана 5—10 тысяч рублей, учитывая, что еще и стоимость полиса часто считают с ошибками, порой намеренными.
В 2015-м объем выплат ОСАГО по суду составил 18,4 млрд рублей против 24,6 млрд рублей годом ранее. В 2011 году сумма выплат составляла 5,8 миллиардов рублей. В РСА не так давно демонстрировали эти цифры, как доказательство того, что выросла стоимость полисов, но при этом и выросла величина выплат. А теперь оказывается, что ростом выплат страховщики не особенно довольны. Про рост стоимости страховых премий при этом ничего не говорится, видимо, их ростом РСА вполне доволен.
Зато с «паразитами»-автоюристами РСА, как сообщается на официальном сайте, намерен бороться жестко. В качестве пилотного региона выбран Краснодарский край. Там РСА уже ведет работу с местными властями. В Челябинской области по судам выплачено 50% страховых выплат, в Свердловской 10% — это значит, что примерно 25% и 5% сумм соотвесвтенно ушло автоюристам. В РСА напоминают, что это увеличивает и территориальный коэффициент КБМ: больше выплат, дороже очередной полис для клиентов (так клиентам напоминают, что автоюристы им невыгодны). В РСА пишут: «Страховщики уходят из регионов, из-за того, что автоюристы разоряют компании».
Сегодня РСА совместно с ЦБ подготовил блок законодательных инициатив, с помощью которых Союз будет бороться с мошенничеством в страховании.
В качестве дополнительных мер предлагаются следующие варианты:
1. Уточнение требования по предоставлению на осмотр страховщику поврежденного автомобиля.
2. Корректировка претензионного порядка работы страховых компаний. Предлагается увеличить срок почтового пробега сообщений, чтобы замедлить время выплаты возмещения пострадавшему. Мошенники же используют почтовые сообщения, чтобы ускорить процесс.
3. Усовершенствование работы экспертов техников, которые будут выдавать заключения по ремонту. Их выводы лягут в основу расчета стоимости ремонта по ОСАГО для попавшего в ДТП. О том, что ремонтом могут заниматься сами страховщики, уже заявляли в ЦБ РФ.
4. Установление приоритета ремонта над денежной выплатой, а также устранение посредников между страховщиком и автовладельцем. То есть речь идет о том, чтобы передавать автомобиль на осмотр страховой компании, а не эксперту. Также планируется изменить порядок претензионного рассмотрения дел. О том, что поправки будут подготовлены к 1 апреля 2016 года, сообщил СМИ исполнительный директор Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Напомним, что уже рассматривается вариант кардинального усложнения прохождения ТО и пересматриваются принципы расчета КБМ.
По словам Уфимцева, выплаты автоюристам сильно завышены, и средние затраты на посредников составляют значительно превышают стоимость экспертизы у страховщика.
Однако независимые эксперты, коих РСА откровенно назвал «паразитами», на самом деле выполняют ту работу, которую не могут выполнить юристы страховых компаний, затягивая выплаты и занижая их размер. Огромное количество судебных разбирательств по вопросам выплат по ОСАГО (до 95%!) — прямое тому доказательство. Обращаясь к автоюристам, владельцы автомобилей получают свои деньги намного быстрее, чем страховые компании остаются крайне недовольны и, вместо того, чтобы отладить механизм более качественной оценки ущерба и скорости выплат, продумывают пути, с помощью которых можно ограничить работу юристов на законодательном уровне.
Кстати, не менее абсурдно в настоящее время выглядит ситуация с оформлением «Европротокола».
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.