Правительство Российской Федерации придумало еще одну меру поддержки отечественных автопроизводителей. Проект постановления Правительства, которое было опубликовано Министерством промышленности и торговли для общественного обсуждения, предусматривает отправку автомобилей отечественного производства на экспорт за счет федерального бюджета.
Конкретно, предполагается выделение средств в размере 3,3 миллиарда рублей на транспортировку автомобилей до границ государств, доведение моделей российского производства до технических требований, предъявляемых к импортируемой продукции за рубежом, а также прохождение сертификации.
Говоря о конкретных цифрах, то Минпромторг предлагает возмещать производителям 80% расходов на экспорт в страны СНГ и 60% — на другие направления. Важно отметить, что выделенные субсидии будут распространяться не только на готовые автомобили, но также и на кузова, шасси, двигатели и автокомпоненты.
Что касается средств, которые автопроизводители должны будут вложить в «доводку» автомобилей до экспортных стандартов (к примеру, для выпуска праворульных версий), то их государство покроет полностью для новых автомобилей, и наполовину – для машин, выпущенных в прошлом году.
В качестве оператора государственных субсидий проектом определен Российский экспортный центр, которая является «дочкой» Внешэкономбанка.
По мнению «Российской газеты», сейчас наблюдается наиболее благоприятное время для экспорта отечественных автомобилей за рубеж. И это обуславливается несколькими факторами.
Во-первых, на развитие экспорта российский автопром толкает слабый курс рубля. Точнее, дает уникальную возможность застолбить рынки других стран. Дело в том, что благодаря нынешнему курсу, российские модели оказываются дешевле своих западных аналогов, они более конкурентноспособны даже в сравнении с б/у моделями.
Во-вторых, и это самое главное, экспорт, по сути, является единственной надежной автопроизводителей в России. Дело в том, что из-за экономического кризиса спрос на внутреннем рынке существенно упал. И даже после роста доходов населения и оживления внутреннего спроса производителям будет крайне сложно компенсировать существующие убытки. И этому, для некоторых кажущемуся странным пассажу, есть объяснение.
Все дело в том, что существующие в России на данный момент производственные мощности намного превышают объем внутреннего рынка автомобилей, говорит заместитель начальника Управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков. Есть возможность выпускать более 3 миллионов автомобилей в год, однако в России в 2015 году их было произведено всего 1,2 миллиона.
Однако куда важнее сейчас осваивать новые автомобильные рынки. Сейчас основная часть экспорта приходится на страны СНГ – 88%. При этом вопрос, какие именно рынки осваивать, остается открытым.
Непонятно также, как именно и в каком соотношении будут распределяться деньги, выделенные правительством в виде субсидий.
Непонятен и сам факт очередного выделения субсидий отечественным производителям. Да, момент благоприятный, да, экспорт и производство в этой сфере нужно развивать, и Правительство РФ этому способствует. Вопрос в том, когда в этом процессе будут участвовать и сами автопроизводители?
Никита Федюнин
Комментарии закрыты.