Ни для кого не секрет, что после прямой линии с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным власти всех уровней взялись за решение одной из вечных проблем нашей страны – восстановление и ремонт дорог (со второй проблемой, очевидно, начнут бороться после следующей прямой линии). И вот эту невероятно сложную, но важную задачу подхватил Председатель Правительства Дмитрий Медведев.
Основные проблемы и пути их решения были озвучены на совещании по развитию региональной и муниципальной дорожной сети. Именно здесь глава Правительства озвучил целый ряд очевидных, но крайне важных проблем, а также наметил пути их решения.
Халатность дорожников не прощать
По словам Председателя Правительства, ситуация, когда дорожники «что-то там покидают», а затем, спустя короткое время, вновь требуют деньги за восстановление дорог, которые не выдержали климатических условий, совершенно неприемлема. По словам Медведева, в России действительно достаточно сложные климатические условия, что отрицательно влияет на состояние дорог, однако вместе с тем нельзя не отметить, что в ряде других стран, например, в Канаде, климат даже более суров, чем в России. Однако состояние дорог там в разы лучше, потому что там «не воруют».
Глава Правительства заявил, что необходимо установить жесткий контроль за исполнением дорожными строителями нормативных требований к состоянию дорог. Вплоть до привлечения прокуратуры.
«Натравить прокуратуру» Медведев призвал на компании, которые взяли на себя обязательству по сооружению автомобильных дорог, однако вместе с тем совершенно не соблюли нормативные требования, а также совершенно проигнорировали климатические условия.
Бороться с коррупцией
В своей речи Дмитрий Медведев не обошел стороной и проблему с коррупцией, которая в сфере строительства дорог в России находится на гораздо более высоком уровне, и ощущается острее, чем в других северных странах.
Справедливости ради отметим, что эта проблема в России вообще красной нитью тянется не только через строительство дорог, но и вообще через любой государственный проект, любую государственную организацию. И для того, чтобы эффективно с ней бороться, необходимо, по сути, осуществить ряд достаточно простых, но в то же время трудоемких и долгих процессов.
Во-первых, необходимо усовершенствовать федеральное законодательство. И речь идет не о том, что нужно ввести практику отрубания коррупционерам рук или иных частей тела. Для начала было бы неплохо четко определить понятие «коррупция», а также ввести конкретные наказания за такие статьи, как, например, «хищение государственных средств». На данный момент все пойманные за руку коррупционеры рассматриваются через призму мер за «превышение служебных полномочий», «злоупотребление служебным положением».
Во-вторых, крайне важно развивать в стране эффективные институты общественного контроля за деятельностью не только государства, но и бизнеса. Да, кто-то может сказать, что контроль над бизнесом и так сейчас достаточно суров, но здесь есть несколько «но». Первое «но» заключается в том, что контроль государства, то есть бюрократической машины, к тому же серьезно зараженной коррупцией, эффективным назвать нельзя, поэтому его нужно, наоборот, ослабить. Второе «но» кроется в том, что эффективный контроль государственных компаний, да и любого крупного бизнеса в целом, может обеспечить только независимое общественное мнение. У которого на данный момент набор инструментов воздействия что на государство, что на бизнес достаточно скудный.
Впрочем, тема развития гражданского общества в стране является предметом совсем других обсуждений.
Региональные дорожные фонды – наполнить
Говоря о том, почему в России такие плохие дороги, нельзя не упомянуть об ответственности региональных властей. И министр транспорта Максим Соколов о ней упомянул, добавив, что зачастую эти самые власти не исполняют свои обязательства. По его словам, только в 2015 году 56 регионов страны (что составляет больше половины всех регионов, на минуточку) недонаправили в свои дорожные фонды 55 миллиардов рублей.
Для того, чтобы исправить ситуацию, Министерство финансов разработало поправки в бюджетный кодекс, согласно которым должна существовать обязательная разница между фактическим и прогнозируемым доходом дорожных фондов. И разница эта должна быть положительной.
У этого решения есть очевидный минус – в том случае, если правительства регионов не смогут обеспечить необходимый уровень доходов своим фондам, то вполне вероятно сокращение финансирования других отраслей, в первую очередь, социальных. Непонятно пока, как бороться и с фальсификацией доходов. Никуда не делась и вышеозначенная проблема с коррупцией.
Лучом надежды в этой ситуации стало решение Владимира Путина направить в дорожные фонды регионов дополнительные средства, собранные в результате повышения акцизов на топливо. Речь идет об 1 рубле с каждого литра, что в итоге дает сумму в 38 миллиардов рублей. Предполагается, что это даст возможность отремонтировать 3 тысячи километров дорог (в дополнение к тем 13 тысячам километров, что уже были запланированы).
Для тех регионов, где ситуация с дорогами совсем плоха, выделят также деньги, собранные в рамках системы «Платон». К таким регионам отнесли Волгоградскую, Саратовскую, Омскую, Костромскую, Тверскую, Архангельскую область, Республику Карелия и другие.
Дороги – отремонтировать
В заключение стоит отметить, что все деньги из региональных дорожных фондов теперь будут направляться исключительно на ремонт дорог и поддержание их в нормативном состоянии. Такое решение уже принято.
Хотелось бы с уверенностью сказать, что все эти меры действительно приведут к однозначному закрытию российской проблемы «номер 2». Однако верится, на самом деле, с трудом. Ведь и институты общественного контроля, и законодательство в России еще далеки от того, чтобы называться эффективными. А значит, и новых дорог дождутся далеко не все.
Никита Федюнин
Комментарии закрыты.