1 сентября 2016 года вступает в силу новый регламент сдачи экзаменов. Напомним, что испытаний для будущих водителей уготовано, как и прежде, три: это теория, сдача практической части экзамена на площадке и в городе. Изменения коснулись всех трех этапов.
В ГИБДД прошла пресс-конференция, детали которой озвучил «Коммерсантъ». Эксперты пояснили отдельные моменты, которые касаются нового регламента. Представители ведомства считают, что новый формат сдачи экзамена сократит временные затраты и повысит объективность оценки экзаменуемых. Также в ГИБДД полагают, что повысится комфортность сдачи экзамена, но этот пункт можно смело назвать спорным.
Вопросы и ответы: как будет сдаваться теория
Если до 31 августа 2016 года включительно экзаменуемый просто получал 20 вопросов, на 18 из которых он должен был ответить правильно, то теперь каждый ошибочный ответ повлечет за собой 5 новых вопросов из того же тематического блока. Так, в случае допущения двух ошибок придется ответить на 30 вопросов вместо 20, а если будет допущена еще одна ошибка, то последует переэкзаменовка. На каждый ответ дается по минуте, итого экзамен длится не более получаса.
Площадка
По новым правилам экзаменатор будет выбирать не 3, а 5 упражнений для каждого ученика. При этом сам спектр упражнений расширен: это новая «змейка» с плавным маневрированием, повороты на 90 градусов и проезд регулируемого перекрестка (если автодром автоматизирован).
Меняется и упражнение заезда задним ходом в гараж (бокс): оно станет сложнее из-за смены габаритов. Начинающие мотоциклисты тоже будут вынуждены пройти серьезное испытание: скоростное маневрирование. Оно сложное, так что очевидно, что с первого раза сдать, возможно, и не удастся.
Город
Здесь будет действовать система баллов, которые начисляет преподаватель, смотрящий, насколько хорошо водит ученик. Если ученик, например, не был пристегнут, то получит 3 штрафных балла, если у него заглох двигатель во время старта — 1 штрафной балл. Если баллов набирается 5, последует переэкзаменовка.
Билеты
Билеты содержат 800 вопросов, которые разделены на несколько тематических блоков. Они постоянно меняются, потому что меняется законодательство. Но, например, недавно введенный термин «опасное вождение» в новые экзаменационные билеты не попал, а все потому, что в ГИБДД решили, что смысл термина, его суть и правоприменительная практика пока не отработаны, а значит, не надо пугать будущих водителей.
Стоимость водительского удостоверения
Мало того, что сдать экзамен станет сложнее, так еще и получить права будет дороже. Согласно готовящимся нововведениям, госуслуга по выдаче прав будет стоить 3 000 рублей. Цену повысят, скорее всего, уже к концу 2016 года.
Кстати, водители могут получить и документ в бумажном виде (стоит это 500 рублей), но пользоваться им неудобно. Большинство водителей предпочитает оформлять пластиковое удостоверение, а может, просто не знает об альтернативной возможности.
О ГИБДД и автошколах
Напомним, что в связи с текущими изменениями остро встал вопрос об использовании технической базы автошкол при приеме экзаменов. До сегодняшнего дня более 80% автошкол участвовали в процессе приема экзаменов, то есть в ГИБДД не использовали свои площадки и автомобили, поскольку их попросту не было на балансе региональных ведомств. При этом порядок взаимодействия автошкол в ГИБДД закреплен не был.
В сентябре 2016 года будет выпущен специальный приказ МВД, в котором будет прописано, как именно автошколы должны будут взаимодействовать с ГАИ. Отметим, что представители автошкол новым изменениям не рады и предоставлять свои площадки в аренду ГИБДД не горят желанием.
При приеме практических экзаменов расширяются возможности использования автоматизированного автодрома.
«Если автошкола имеет автодром и соответствует определенным критериям, мы можем предусмотреть для них наше участие при приеме экзаменов. Фактически мы присутствуем на экзамене, который проводят они по первичным навыкам и теоретическому экзамену. Фактически мы сами будем принимать у курсантов только «город», работу в реальных условиях дорожного движения», — отметил первый замначальника ГИБДД МВД России Владимир Швецов.
Причем, как сообщает РИА «Новости», в ведомстве уточнили, что экзаменатор вообще может не присутствовать в машине, если есть автоматизированная система. Вся информация поступает на компьютер в распечатке.
О времени сдачи экзамена
Швецов поясняет, что все экзамены ранее проводились в соответствии с методикой, которая была утверждена в 2001 году. Новый же регламент четко устанавливает время и сроки проведения экзамена, и в этом принципиальное его отличие.
Так, экзамен будет сдаваться за один час, время нахождения в очереди будет не более 15 минут, а вся услуга займет не более 30 рабочих дней, по истечении которых водитель уже получит права.
«Причем, когда мы говорим об ограничении времени, мы первоначально устанавливаем его для сотрудника ГАИ. Если он сделал так, что заявитель больше 15 минут простоял у него в очереди, он может быть соответствующим образом наказан. Если за отведенное время не выдал водительское удостоверение, не провел этап экзамена за отведенные 20 минут или там полчаса – то же самое», — отметил представитель ГИБДД.
Ранее было предложено ввести на экзамене повременную сдачу каждого упражнения, но от идеи отказались, поскольку проведенные испытания показали, что это будет тяжело сделать даже опытным водителям. Поэтому остался лишь общий лимит времени на весь экзамен. Отведенный на сдачу экзамена час включает и все перерывы на переезд, ожидание очереди. А чтобы исключить «коррупционную составляющую», все действия могут сниматься на видео, чтобы не было возможности обвинить экзаменатора в том, что он действовал некорректно.
Какие еще изменения ожидают водителей
Процедура сдачи экзаменов и выдачи прав привязана к порталу госуслуг. Учтено множество замечаний водителей и представителей автошкол. Появилась возможность сдачи практической части экзамена на автомобилях с автоматической коробкой передач, что облегчит процесс сдачи экзамена многим водителям.
Регламент не предусматривает переходного периода, в течение которого можно было бы принимать экзамены по старым правилам. А поскольку часть автошкол к изменениям пока не готова, то решено поступить следующим образом: например, в августе, пока действовали старые правила, усиленно принимались экзамены на площадке, а с 1 сентября уже можно сдавать «город», говорит замначальника ГИБДД.
В заключение пресс-конференции представители ГИБДД не преминули напомнить, что новый регламент — часть общей реформы по улучшению качества подготовки начинающих водителей, а длится эта реформа уже более 3 лет. В 2014 году были ужесточены требования к автошколам, теперь дошла очередь до их слушателей. В ГИБДД полагают, что в связи с внедрением нового регламента количество аварий с участием начинающих водителей должно сократиться. Такая тенденция уже есть, и ее неплохо было бы продолжить.
Швецов сообщает, что на том, что введен регламент, ГИБДД не остановится. Если будут какие-то претензии, нужно будет что-то улучшать и править, то изменения будут вноситься. «Ничто не вечно, и ничего страшного в этом нет», — подытожил он.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.