ФАС выступила против повышения акцизов на бензин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассчитывает, что акцизы в 2017 году на бензин и светлые нефтепродукты не вырастут. Такие выводы озвучил по итогам согласования налоговой нагрузки для нефтяных компаний на 2017 год замруководителя начальника управления контроля ТЭК ФАС Александр Голуб 16 сентября 2016 года.

Напомним, что в 2016 году акцизы повышались дважды: в январе и в апреле. Это привело к закономерному скачку цен на бензин. Московская топливная ассоциация приводила данные: розничные цены на столичных АЗС с 11 января по 12 сентября 2016 года выросли на 2,8–3,3%. Средняя цена бензина Аи-92 выросла на 2,87%, с 34,48 до 35,47 рублей за литр, Аи-95 подорожал на 3,31%, с 37,15 до 38,38 рублей за литр.

На фоне роста цен на бензин сократилось его потребление. В 2015-м, по данным Vygon Consulting, как пишет РБК, потребление сократилось на 1,3%, до 35,4 млн тонн. А уже в 2016–2017 годах темпы сокращения спроса на топливо могут составить 3,9%.

Голуб отметил, что по итогам 2016 года ожидает роста цен на бензин ниже уровня инфляции потребительских цен, но детали уточнять не стал. Кстати, ФАС настоятельно не рекомендует экспертам прогнозировать, как изменятся цены на бензин, во избежание стимуляции неконтролируемых экономических изменений на внутреннем рынке нефтепродуктов. 

Примерно к аналогичным выводам пришли и представители профильных ведомств, имеющих отношение к нефтеперерабатывающей отрасли.

До заявления ФАС 14 сентября 2016 года на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича с представителями профильных ведомств и компаний обсуждалось, как будет распределена налоговая нагрузка, и что произойдет с акцизами на топливо в 2017 году.

Какие выдвигаются предложения в сфере налогообложения

Изначально Минфин планировал в 2017 году собрать с нефтяной отрасли дополнительно 238 млрд рублей за счет повышения базовой ставки НДПИ с 473 руб. до 1392 руб. на тонну нефти. Чистые поступления в бюджет составили бы 200 млрд рублей (если учесть снижение налога на прибыль). А еще 55 млрд рублей планировалось изъять из отрасли за счет увеличения экспортной пошлины на мазут — с 82% ставки пошлины на нефть до 100%.

ФАС против повышения акцизов на бензин

Как сообщал «Коммерсантъ», нефтяники решили не повышать НДПИ, а чтобы не потерять в уровне доходов, не снижать и ставку акцизов. Планировалось, что в 2017-м ставки акцизов на бензин и дизельное топливо, которые сейчас составляют соответственно 10,13 тыс. и 5,29 тыс. рублей на тонну, снизятся соответственно до 7,43 тыс. и 5,09 тыс. рублей.

Если же не снижать ставки акцизов, то бюджет пополнится на сумму в 97—100 млрд рублей, тогда НДПИ можно будет повысить всего на 243 рубля.

Предлагался и другой вариант: повысить акциз на дизельное топливо на 1 рубль, тогда НДПИ можно будет повысить всего на 128 рублей.

Третий вариант подразумевал оставить НДПИ и акцизы на прежнем уровне, а экспортную пошлину увеличить на 450 рублей на тонну. В таком случае коэффициент экспортной пошлины на нефть составит примерно 34%.

Однако согласно действующему закону, коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть должен снизиться в 2017 году с 42% до 30%. В начале сентября 2016 года замглавы Минфина Илья Трунин заявлял, что ведомство не предполагает увеличения экспортной пошлины на нефть с 2017 года с уже утвержденного уровня 30%.

Как стало известно, источник в Минфине, знакомый РБК, сообщил, что в настоящее время обсуждаются поправки в ст. 193 НК РФ, которые будут внесены в Госдуму в октябре 2016-го. В текущей редакции закона предусмотрено повышение размера акцизов на размер инфляции, который устанавливается по прогнозам МЭР. В 2018 году эта величина составляет 4,8%, в 2019-м — 4,3%. Однако источник в Минфине не исключает пересмотра коэффициентов, с учетом которых происходит возмещение для производителей.

Эксперты издания «Коммерсантъ» полагают, что если все же будет принято решение увеличить НДПИ, Минфин вскоре увеличит и акцизы, как это случилось в 2016-м году.

Но как сообщили РБК участники совещания, рост акцизов приведет к потерям производителей, так как спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке падает, и нет потенциала роста цен на них. То есть, повышение акцизов попросту начнет разорять представителей нефтяной отрасли.

По итогам совещания Дворкович поручил профильным ведомствам и нефтяным компаниям к 1 октября 2016 года подготовить согласованную позицию по налогообложению отрасли на 2017 год. Промежуточные варианты будут рассматриваться на очередной правкомиссии по ТЭКу 20 сентября 2016 года.

Роман Золотарёв

Комментарии закрыты.



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн