Начальник УГИБДД РФ по Москве Виктор Коваленко дал интервью изданию «Ъ», в котором выразил свое видение злободневных ситуаций в сфере дорожного движения. По мнению Коваленко, работа камер фотовидеофиксации со временем вытеснит текущие функции работников ГИБДД. Также чиновник поделился соображениями о том, как действует система обжалования некорректно начисленных штрафов, и стоит ли ее упрощать.
Но самое главное: Коваленко поделился с автовладельцами информацией, которая позволит многим автолюбителям избежать неправомерно начисленных штрафов и санкций за неуплату штрафов ГИБДД.
О неправомерно начисленных штрафах
Напомним, что животрепещущей и обсуждаемой темой последних недель стали некорректно начисленные камерами видеофиксации штрафы, которые просмотрели и не заметили сотрудники ГИБДД. После общественного резонанса камеры, которые ошибочно фиксировали нарушения, в срочном порядке отладили.
Коваленко сообщил, что причина ошибочных постановлений — обычный человеческий фактор.
Виктор Коваленко: все мы люди. Никто не застрахован от ошибок.
В течение 8 месяцев было выписано 10 млн постановлений, и не увидеть ошибку мог любой из проверяющих постановления инспекторов. При этом начальник московской ГАИ подчеркнул, что процент ошибочных постановлений очень низкий (0,001%), кроме того, водители могут обжаловать решение ГИБДД в суде.
Технически проверка постановления происходит так: инспектор рассматривает снимок, отбраковывает сомнительные документы (например, если нечетко виден номер машины). Если же все в порядке, и нарушение действительно имело место быть, сотрудник подписывает постановление электронно-цифровой подписью и отправляет его по почте нарушителю.
А что касается камер, то ни одна камера в мире технически не в состоянии идеально определять все номера автомобилей: они могут быть грязными, затертыми и даже специально закрытыми. Поэтому и нужна ручная проверка документов. А численность работников Центров автоматической фиксации нарушений (ЦАФАП) сократилась вдвое (до 32 человек). По итогам прошедших событий добавлено 20 человек из числа штатных сотрудников и еще 20 человек вольнонаемного персонала, то есть сотрудников, которые не носят погоны. Но при этом требования к сотрудникам ЦАФАП очень высокие: человек должен иметь высшее образование, быть юридически подкован, чтобы понимать реальные последствия своих действий.
О работе ГИБДД и излишних полномочиях инспекторов
Коваленко отметил, что ГАИ выполняет несвойственные ей функции, от которых стоит отказаться. Например, участковый оформляет протокол о царапине на машине, но это типично страховой случай. Или сотрудники ГИБДД занимаются взвешиванием большегрузов, тогда как это задача собственника платной трассы, поскольку в его интересах не допустить превышения нагрузки на дорожное полотно.
Фиксация нарушений тоже не должна быть подведомственна ГИБДД. Те, кто устанавливает и обслуживает камеры, полагает Коваленко, и должны заниматься сбором и обработкой информации. И вот как раз эти организации смогут позволить себе вполне безболезненно увеличивать штат, тем более что часть средств с каждого штрафа поступает в компании, обслуживающие камеры. Собственно, ГИБДД является «сдерживающим фактором», утверждает полковник полиции. И чтобы отладить систему более эффективного контроля выписанных постановлений, выход из сложившейся ситуации таков: либо увеличивать штат ЦАФАП, либо часть функций передать сторонним организациям.
Но контроль и надзор за правоприменительной практикой должны оставаться за Госавтоинспекцией. Именно сотрудники ГИБДД должны будут контролировать места установки камер и их количество. Это разделение компетенций необходимо, чтобы камеры не стали средством зарабатывания денег и располагались только в реальных очагах аварийности и точках притяжения транспорта.
Об обжаловании штрафов, или Ловушки для водителей
Многие водители не знают правовых тонкостей, в результате чего возникают различные накладки. Плательщик штрафа должен знать, что на квитанции должен быть указан УИН (уникальный 16-значный номер), совпадающий с номером постановления, которое вынес инспектор. Если УИНа нет, платеж попадает в ГИС ГМП, а база данных ГИБДД его не распознает. Платеж возвращается в банк, как нераспознанный, а в системе ГИБДД он висит, как неуплаченный. Люди жалуются, недоумевая, почему возникла такая ситуация. И хорошо, если сохраняют квитанции. В итоге водитель лишается права на 50%-ю скидку при уплате штрафа в течение 20 дней со дня вынесения постановления, может попасть под арест или стать злостным неплательщиком штрафов и лишиться права управления автомобилем. Также может оказаться в ситуации, когда штраф списывают с расчетного счета. Приставам неуплаченный штраф передается по истечении 70-дневного срока. Поэтому все квитанции необходимо сохранять, а о наличии задолженности лучше осведомляться на сайте госуслуг, где с недавних пор объединена информация о штрафах ГИБДД и постановлениях, выписанных ФССП.
Также водители очень часто не имеют понятия о том, что, после того как продан автомобиль, он считается собственностью бывшего владельца до тех пор, пока новый владелец не зарегистрирует его на себя. И, соответственно, любая административная и уголовная ответственность ложится на плечи бывшего собственника. А люди подписывают договор купли-продажи и живут спокойно. А нужно проверять в течение 10 дней после продажи автомобиля, снят ли он с учета. Это можно сделать на сайте ГИБДД.
Можно пойти на крайнюю меру, говорит Коваленко: снять машину с регистрационного учета. Но это означает практически «подкинуть свинью» новому собственнику: ему будет очень тяжело поставить автомобиль обратно на учет.
В ситуациях, когда человеку приходит штраф, а на квитанции видно, что машина явно не его, приходится писать заявление в ГИБДД и доказывать свою невиновность. Также бывают ситуации, что водитель не выезжал в день нарушения ПДД на своем автомобиле, но доказать это не может. Если инспекторы ГИБДД не идут навстречу, то водитель может обратиться к руководителям отделений ГИБДД, в том числе и непосредственно к Коваленко.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.