Комитет Госдумы по экологии предложил создавать предприятия по утилизации транспортных средств в рамках специальной государственной программы. Как сообщает «Газета.Ru», данное предложение отмечено в заключении комитета на правительственный законопроект «О бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Утилизационные сборы должны принести в бюджет страны сотни миллиардов рублей в ближайшие три года. При этом расходная часть бюджета не включает статьи на компенсацию расходов по утилизации, а по закону полагается выделять на эти цели до 12 млрд рублей в год.
В настоящее время законопроект ушел на предварительное рассмотрение в Госдуму. В заключении на проект сообщается, что «в ч. 8 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрен механизм компенсации затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с осуществлением ими деятельности по утилизации транспортных средств после утраты ими своих потребительских свойств. На указанные цели каждый год предусматривалась соответствующая сумма в расходной части бюджета, в среднем около 10–12 млрд руб. В представленном законопроекте такая сумма вообще не предусмотрена».
При этом депутаты подчеркивают, что компенсировать подобные расходы просто некому, поскольку в России попросту нет предприятий, которые могли бы подтвердить утилизацию транспорта целиком, включая утилизацию резины, стекла и других материалов и компонентов автомобиля.
В связи с этим парламентарии предлагают пересмотреть действующий механизм компенсации и рассмотреть вопросы разработки и создания предприятий соответствующего профиля.
В документе содержатся указания, что планируемые поступления в бюджет от утилизационных сборов составят почти 0,5 трлн рублей в течение трех лет. Уже в 2017 году объем утилизационных сборов с новых ТС увеличится на 17,2 млрд рублей по сравнению с 2016 годом и составит 152,2 млрд рублей. В 2018 объем сборов вырастет до 157,9 млрд рублей, а в 2019-м — до 163,7 млрд рублей.
О том, куда уходят народные средства
Напомним, что с 2012 года правительство взимает утилизационный сбор с каждого нового легкового и грузового автомобиля, который выпущен в оборот. Сбор закладывается в стоимость, и его, в конечном итоге, оплачивает потребитель.
Изначально сбор вводился для того, чтобы владельцам авто была обеспечена в дальнейшем бесплатная утилизация. Поступивший объем доходов должен был стать гарантом экологической безопасности утилизации отработавшего транспорта.
При этом, сообщает «Газета.Ru», за последние 5 лет из бюджета не было потрачено на эти цели ни копейки, а в проекте бюджета на 2019 год даже не заложена статья расходов на эти цели.
Чего хотят добиться в комитете Госдумы по экологии
Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева сообщила, что в ходе рассмотрения законопроекта «О бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» комитет составил заключение с критикой нецелевого использования огромного потока денег, полученного от граждан в виде утилизационных сборов. В ближайшие три года 0,5 трлн рублей будут получены государством при ввозе автомобилей в Россию, а еще треть уплатят компании-автопроизводители.
Прогнозируемый рост поступления обеспечен как возросшей ставкой сбора с 1 января 2016 года, так и ростом объемов ввозимых ТС на территорию страны (прогнозы предоставило Минэкономразвития).
В заключении комитета сказано, что лишь 9,2% поступлений от суммы утилизационных сборов, то есть 14,064 млрд рублей в 2017 году, поступят автопроизводителям в качестве субсидий на компенсацию различных затрат. А остальные 90,8%?
Предусмотренные на компенсацию расходов предприятий по утилизации деньги остаются невостребованными, поэтому из планового бюджета их просто исключили. Потому в профильном комитете Госдумы и предложили рассмотреть вопрос о создании «отдельного мероприятия государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», направленного на создание соответствующих мощностей по утилизации транспортных средств».
Немного истории
Утилизационный сбор был введен в 2012 году. Базовая ставка составляла 20 000 рублей для легковых авто и 150 000 рублей для грузовых. Ввели сбор при одновременном снижении ввозных пошлин после вступления России в ВТО (Всемирную торговую организацию), таким образом удалось сохранить приток денег в бюджет в размере 50 млрд рублей. Сбор сперва платили только импортеры, а отечественные производители обязались самостоятельно утилизировать автомобили за свой счет. С 2014 года сбор стал обязательным для всех из-за претензий ВТО. Российские производители начали получать субсидии, однако, как сказано выше, эта сумма только в 2017-м не покрывает даже 10% расходов, потраченных на выплату сборов.
В 2015 году, по данным Федерального казначейства, поступления от сбора составили 84,7 млрд рублей. В 2016 году правительство резко увеличило ставку сбора: сразу на 65%. Это позволило обеспечить до 135 млрд рублей в год.
Мнение экспертов о том, куда деваются деньги, полученные со сборов
При этом эксперты отмечают, что деньги, идущие со сборов, никоим образом не касаются модернизации сферы переработки автотранспорта.
«Сбор только называется утилизационным, но к процессу переработки автохлама не имеет никакого отношения, — возмущается коммерческий директор компании «Орис Пром». — За частными компаниями, которые занимаются утилизацией, никто не следит. Таким образом, машины, подлежащие утилизации, могут просто попадать на свалку. В год на переработку отправляется около 2 млн автомобилей, но правильно утилизируется лишь 10% автомобилей. Можно только гадать, куда, например, сливаются все жидкости из остальных машин».
Эксперт по металлопереработке Михаил Родионов отмечает, что Минпромторг, по его мнению, вовсе отстранился от проблем утилизации с момента введения сбора в России: «Чиновники из министерства тогда сказали представителям отрасли, что их дело — поддержать торговлю, а остальными вопросами должны заниматься правоохранительные и природоохранные органы. С тех пор как был введен сбор, ни одной копейки из бюджета не было потрачено на создание утилизационных предприятий — у нас вообще нет ни одного такого государственного предприятия. Из этих денег, насколько мне известно, чиновники лишь оплачивали программу поддержки авторынка, связанную со сдачей автомобилей в трейд-ин, и утилизацию. Но на это расходовалась лишь малая часть тех средств, которые поступают в бюджет в виде утилизационных сборов.
Госконтроля за утилизацией, по сути, нет. В итоге машины зачастую не уничтожаются, а продаются в другие регионы, где каким-то образом их продолжают эксплуатировать. Или же их разбирают на запчасти и продают так. Самое худшее, когда с автомобиля снимают все детали, которые можно продать, а остальное поджигают и сдают потом в лом».
Не отстает от коллег первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков: «Эти деньги идут в бюджет и там растворяются. У нас же даже правовой базы нет, не говоря уже о создании инфраструктуры. При этом во всем мире эти деньги (от 50 до 100 евро, заложенные в стоимость машины) поступают в специальные фонды, а оттуда их выделяют на компенсацию затрат частных фирм, занимающихся утилизацией».
И пока обсуждается плановый бюджет, а ставки налогов растут, остается только гадать, будут развиваться в России соответствующие отрасли по утилизации автохлама или нет.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.