В комитете по госстроительству Госдумы обсудили судьбу законопроекта, которым вводится накопительная система баллов за нарушения ПДД.
Скорее всего, документ будет доработан, и система вступит в действие. Напомним, что в первом чтении документ был принят еще в октябре 2016 года.
В отношении злостных нарушителей предлагается применять балльную систему, которая уже действует в ряде зарубежных стран мира.
Прав будут лишать тех, кто три и более раз совершит определенные правонарушения. В списке рекомендованных потенциальных нарушений, из-за которых водителя могут посчитать злостным нарушителем, отмечены следующие:
превышение скоростного режима на 40 км/ч и выше,
нарушение правил движения через железнодорожные пути,
проезд на запрещающий сигнал светофора,
невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков,
нарушение правил маневрирования,
выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного движения,
поворот налево или разворот в нарушение требований там, где эти маневры запрещены,
невыполнение требования уступить дорогу пешеходу или велосипедисту, пользующимся преимуществом.
Также к злостным нарушителям будут приравнены любители езды без шлема на мотоцикле или управляющие машиной с неисправными тормозами.
Нарушения, зафиксированные камерой, в списке не будут учтены. Если водитель совершил три нарушения из списка и считается наказанным по трем из них (имеется в виду, что не прошел год с момента исполнения наказания), то в четвертый раз инспекторы составляют протокол по новой статье и направляют материалы в суд. Водителю в таком случае будет грозить лишение прав на срок 1–1,5 года или штраф 10–30 тыс. руб.
Система создается для борьбы со злостными нарушителями-рецидивистами, которых не удается «пронять» с помощью обычных штрафов или наказаний за отдельные виды нарушений.
Что не нравится экспертам?
Однако правозащитники настаивают на том, чтобы из накопительного списка нарушений исключили штраф за непредоставление преимущества пешеходу. В частности, против этой нормы выступает Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки». Он полагает, что ст. 12.18 КоАП (отказ уступить дорогу пешеходу, штраф 1,5 тыс. руб.) должна быть исключена. На дорогах всегда возникает много спорных ситуаций между водителями и пешеходами, а также между инспекторами и водителями. И не всегда ясно, можно ли выезжать на зебру, если на нее ступил пешеход. Но в ГИБДД настаивают на сохранении нормы, потому что случаев, когда пешеходов сбивают на переходах, действительно очень много. За 11 месяцев 2016 года было оформлено примерно 1,5 млн протоколов по статье 12.18 КоАП РФ.
На самом деле, как сообщает «Ъ», на практике пешеход может находиться далеко от автомобиля и опасности в этом случае не подвергается. Есть специальное разъяснение Верховного Суда РФ, в котором сказано, что штрафовать можно только в том случае, если траектории движения пешехода и машины пересекаются.
Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин сообщил, что планирует направить в ГИБДД разъяснения, что штрафовать нужно лишь в том случае, если машина пересекла путь, по которому будет идти пешеход.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков также полагает, что включать этот пункт в список злостных нарушений — лишнее.
Решение по сути законопроекта будет вскоре принято. Во втором чтении проект рассмотрят в 2017 году.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.