Минздрав планирует изменить правила проверки водителей на состояние опьянения, а водителей, которые уклоняются от освидетельствования, наказывать жестче. Об этом со ссылкой на поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова пишет «Ъ».
Поводом к такому решению послужила обостряющаяся ситуация на дорогах: количество водителей, которые отказываются от проверки алкотестером или от визита к наркологу, постоянно растет.
Первый замминистра внутренних дел Александр Горовой на слушаниях в Госдуме, посвященных ситуации с безопасностью движения, заявил, что в основе проблемы лежат экономические причины. Существенно сократилось количество лечебных учреждений, особенно муниципальных, имеющих лицензии. В результате инспекторы ДПС не могут доставить водителей к врачам оперативно. По текущим же правилам водитель сперва должен подышать в трубочку тестера, а если будут сомнения в трезвости, его направляют к врачу. А в настоящее время наряды ДПС снабжаются топливом на 35% от норматива. Разумеется, инспекторам выгоднее не ехать в медучреждение.
«Инспектор заинтересован, чтобы ему не везти правонарушителя за 60 км в ближайший районный центр, — пояснил Горовой. — А нарушитель, в свою очередь, не заинтересован, чтобы у него выявили наркотическое опьянение, потому что в этом случае он встает на учет и лишается права занимать определенные должности».
Как итог, оформляется отказ от освидетельствования, а за это нарушение полагается штраф (такой же, как за пьяную езду) — 30 000 рублей вместе с лишением прав на срок 1,5—2 года.
По данным Госавтоинспекции, в 2016 году 246 000 водителей наказали за вождение в пьяном виде, а 154 000 — за отказ пройти освидетельствование.
Горовой дополнил, что существует приказ Минздрава № 933н (о порядке медицинского освидетельствования), в котором указано, что акт проверки состояния водителя на состояние опьянения может готовиться до трех суток. То есть в течение трех суток формально права отстранить водителя от управления автомобилем у инспектора нет, приходится его отпускать. Как сообщает Горовой, нужно «найти взаимопонимание с Минздравом» в этом вопросе.
В настоящее время в Минздраве ведется пересмотр вышеуказанного приказа: «Позиция министерства концептуально была поддержана МВД России, — уточнили в Минздраве. — Также была заявлена готовность МВД рассмотреть проект в возможно короткий срок».
Приказ вскоре опубликуют на Regulation.gov.ru. Одновременно с этим МВД поручено внести изменения в законодательство, ужесточив наказание за отказ от прохождения медосвидетельствования.
«Водители в состоянии алкогольного опьянения будут понимать, что лазеек для ухода от наказания не остается»,— говорит представитель Шувалова.
При этом нарколог Александр Ковтун напоминает, что в реальной дорожной обстановке инспектору все-таки может отстранить водителя от управления авто: для этого ему нужно будет составить протокол, найти двух понятых, чтобы отстранить водителя от управления автомобилем. Нужно будет доказать признаки опьянения: покраснение лица, тремор рук, несвязную речь и пр. И эта ситуация играет на руку инспекторам, а не водителям. Ведь если есть протокол об отстранении от управления, то водитель формально не может сесть за руль, пока исследуется биоматериал.
«В итоге, пока идет обследование анализа, инспектор вызывает эвакуатор, машину отвозят на штрафстоянку, забрать ее удается обычно только на следующий день, — поясняет «Ъ» Ковтун. — Уже потом, когда выясняется, что водитель был трезвый, взыскать что-либо с ГИБДД очень сложно. Каким образом эту проблему решить в правовом поле, никто не придумал».
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.