В связи со скорым переходом на обязательные электронные ПТС автоконцерны просят отложить внедрение инициативы с июля 2017 года на 2018 год. Представители отрасли, как сообщает «Ъ», полагают, что система сырая. Сложно оформлять импортные автомобили, передавать права собственности, не определен принцип присвоения электронной подписи для владения машиной. При этом разработчик ЭПТС, АО «Электронный паспорт», сообщает, что все указанные проблемы решаются, поэтому в отсрочке нет нужды. Однако, как показывает опыт, правоприменительная практика в России пока что крайне неразвита.
Зачем ввели ЭПТС
Напомним, что с 1 июля 2017 года планируется отказ от выдачи бумажных ПТС.
Замглавы Минпромторга Александр Морозов отмечает, что тот, кто не хочет менять уже имеющийся в бумажном виде ПТС, может не менять паспорт на электронный. Сам принцип замены паспортов с бумажных на электронные ввели по той причине, что это в потенциале облегчит отслеживание истории автомобиля с момента ввоза в ЕАЭС или выпуска на заводе до момента утилизации. Открытая история владения автомобилем даст возможность защищать права потребителей на более качественном уровне.
В автоконцернах же хотят подготовиться к инновации именно для того, чтобы система функционировала стабильно. У производителей остается не так много времени на раскачку и исправление ошибок, поскольку выпускать ЭПТС начнут с июня 2017 года.
Согласна с такой постановкой вопроса и вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Она сообщает, что есть некоторая неопределенность с нормативными документами, поскольку до июля 2017 года еще должны будут выйти постановление правительства, приказы МВД и Минпромторга.
Как введение ЭПТС повлияет на экспорт, импорт и авторынок
Президент группы ГАЗ отмечает, что доработчики коммерческого транспорта из сферы малого и среднего бизнеса не обладают собственной информационной системой (таковых у ГАЗ, например, 1 500 представителей). Чтобы внедрить все необходимые технологии, понадобится минимум полгода.
При этом пока что система ЭПТС не предполагает пакетной загрузки сведений, все данные нужно вносить по одному. Нет интеграции с базами данными ЕАЭС, сообщает «Ъ» источник, знакомый с ситуацией. На данный момент к внедрению системы «почти готовы» Беларусь и Казахстан, Киргизия заявляла о переносе, но обсуждение вопроса на уровне ЕАЭС (Евразийского экономического союза) не инициировала.
В ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) ситуацию не комментировали. Но в настоящее время не отлажено взаимодействие с таможенниками, непонятно, как будет передаваться автомобиль потребителю, ведь предполагается, что с помощью ЭЦП последний сможет оформить ЭПТС на себя у дилера. Кто будет заниматься оформлением импортируемых автомобилей, тоже неясно. Скорее всего, назреет точно такой же коллапс, какой возник, когда на все автомобили заставили устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС», и в Приморье скопились сотни автомобилей, на которые по техническим и правовым причинам нельзя было выдать ПТС. Сейчас проблема худо-бедно решается, но, видимо, назревает очередная.
Что делать в таком случае?
В компаниях думают, как решить возникшие проблемы, и лучше разом. Так, появляются предложения об обучении автодилеров в сферах ОСАГО, перехода права собственности, уплаты утилизационного сбора.
Как полагает глава ГК «Фаворит моторс» Владимир Попов, сейчас дилеров никто ничему не обучает, и поспешное внедрение ЭПТС обернется массой проблем.
В Минпромторге на сей счет отмалчиваются.
Но глава АО «Электронный паспорт» Илья Минкин пояснил, что проблема будет решаться следующим образом.
Сегодня в ЕАЭС сведений о собственниках в ЭПТС нет. Но на уровне отдельного государства есть право добавлять их, что и хотят сделать в России. Для этого нужно специальное постановление правительства. При этом права собственности передаются не через ЭПТС, а через оформленный договор купли-продажи ТС.
В сам же ЭПТС сведения о собственнике будут вноситься с помощью ЭЦП для юрлиц. Физлица для этой цели смогут использовать МФЦ или портал госуслуг.
С дилерами же придется работать так. Как только будет принято постановление об ЭПТС, будет создан приказ Минпромторга, благодаря которому уполномоченные организации (прежде всего, официальные представители изготовителя) смогут оформлять ЭПТС на импорт. Но чтобы была возможна пакетная передача данных, нужна доработка информсистем автоконцернов. Продлевать переходный период нет смысла: он и так длится год. Пока идет период, компании бездействуют. А участники рынка уже оформляют ЭПТС, а значит, госорганы уже должны их принимать. Остановить этот процесс уже не получится.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.