ЦБ РФ намерен снять ограничение на количество столкнувшихся авто при прямом возмещении убытков по ОСАГО. С проектом Банка России ознакомилось издание «Известия».
Условия, при которых сегодня обеспечивается возможность ПВУ, таковы:
Вред в ДТП причинен только автомобилям.
Столкновение произошло между двумя автомобилями, другие ТС в аварии не фигурируют.
У обоих участников ДТП есть полис ОСАГО.
В РСА (Российском Союзе Автостраховщиков) уверены, что работа страховых компаний после нововведения только усложнится.
Представители Союза заявили «Известиям»: «Помимо ухудшения положения потерпевших, указанные изменения значительно усложняют для страховщиков процедуру урегулирования убытков и увеличивают расходы на ведение дел, что в условиях явной недостаточности страховых тарифов может привести к снижению финансовой устойчивости и платежеспособности многих участников страхового рынка».
Мнения по поводу инициативы, как всегда, разделились.
Как сообщает регулятор, инициатива должна облегчить жизнь автовладельцам, однако у представителей Федерации автовладельцев России (ФАР) есть мнение, что это очередная попытка страховщиков таким образом прийти к либерализации тарифов ОСАГО, что выгодно как раз страховым, а не автовладельцам.
«Сама по себе она (система. — Прим. ред.) действительно облегчит жизнь автовладельцам. Но подобные шаги — это подготовка к либерализации тарифов ОСАГО. Страховщики добиваются именно этого, а в обмен предлагают нам такие вот «пряники». Так было и при введении натурального возмещения убытков. Мы говорили, что это работать не будет и очень жестко с ними спорили», — убежден руководитель ФАР Сергей Канаев.
Регулятор часто в спорах автовладельцев со страховыми склонен принимать сторону первых, поэтому Канаев предполагает, что страховщикам, конечно, нужно получать достаточную прибыль, чтобы идти навстречу автовладельцам. А это возможно, только если будет найден удобный для обеих сторон вариант. «Мы хотим найти компромиссный вариант, который был бы и выгоден им с точки зрения бизнеса, и удобен автовладельцам. Понятно, что если нет маржи, никто работать не будет. Но сейчас ОСАГО неудобно — очень трудно застраховать автомобиль, и еще труднее получить выплаты», — говорит руководитель ФАР.
Страховщики же так боятся потерять свои привычные объемы прибыли, что приводят массу аргументов против. В числе таковых и то, что многие автовладельцы идут в страховые за возмещением, а потом оказывается, что у виновника ДТП полиса нет. В этом случае придется забирать документы в своей страховой, везти их в страховую виновника, вновь предоставлять автомобиль на осмотр. Это увеличит и количество взаимодействия между участниками ситуации, и количество жалоб и обращений в суд.
Второй аргумент против расширения условий ПВУ — в европейских странах система применяется исключительно для случаев, когда столкнулись два автомобиля.
А вот управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА), исполнительный директор аналитического центра «Институт страхования» Павел Самиев считает, что страховщикам никакого вреда от усовершенствования системы не будет: «Я не думаю, что это повысит убыточность страховщиков, поскольку здесь нет прямой связи с мошенничеством. Да, будет больше предъявляться исков страховщиков постфактум друг к другу. Это, конечно, увеличит судебные издержки компаний, но не критично».
Вступить в силу документ должен ориентировочно в конце сентября 2017 года.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.