Административный регламент МВД РФ по контролю за соблюдением требований в сфере безопасности дорожного движения, вступающий в силу 1 сентября, четко прописывает все детали службы инспектора ГИБДД и то, как он должен себя вести в ходе общения с автовладельцами.
В соответствии с документом, сотрудник Госавтоинспекции, остановив транспортное средство (ТС), должен представиться — назвать должность, звание и фамилию, и сообщить причину и цель обращения.
"В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку", — говорится в регламенте.
Кроме того, по требованию водителя сотрудник ГИБДД обязан предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук. Правда, не во всех случаях.
Так, при наличии у водителя явных признаков опьянения, создания им угрозы жизни и здоровью окружающих, "действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться".
Сотрудник ГИБДД обязан помочь инвалидам, престарелым и детям перейти дорогу и улицу, если такая помощь необходима, и оказывать содействие людям в других случаях, прописанных в регламенте.
ВИДЕОФИКСАЦИЯ И "ЗАБЫТЫЕ" ДЕНЬГИ
Одно из нововведений заключается в том, что документ отдельно прописывает возможность использования аудио- и видеотехники, как инспектором, так и участником дорожного движения.
В частности, "сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством".
"С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно… Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг", — устанавливает также регламент.
Более того, он прямо указывает, что сотрудникам ГИБДД "запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий".
[poll id=9]
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Согласно новым правилам, интернет-сайт МВД (www.mvd.ru), а также сайты территориальных органов управления ГАИ своевременно размещают сведения о местонахождении, контактных телефонах, интернет-адресах и адресах электронной почты подразделений ГИБДД и дежурных частей.
Автовладельцы, недовольные обращением с ними инспектора, могут подготовить и отправить жалобу по e-mail, указав при этом свои ФИО, суть жалобы и пути обратной связи.
Президент РФ Дмитрий Медведев также поручил МВД РФ к 1 ноября этого года обеспечить введение во всех субъектах РФ "телефонов доверия". Как сообщила пресс-служба Кремля, "горячие линии" будут созданы с целью информирования гражданами органов внутренних дел о "неправомерных действиях сотрудников Госавтоинспекции и иных фактах, угрожающих безопасности дорожного движения".
"КОРОЧКА" НЕ ПОМОЖЕТ
Особое место административный регламент отводит работе с лицами, обладающими иммунитетом, например, с иностранцами, а также чиновниками разных уровней.
"Предъявление сотруднику (ГИБДД) участниками дорожного движения… служебных удостоверений, иных документов не является основанием для ограничения предоставленных сотруднику полномочий", — предупреждает регламент.
Глава департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов ранее сообщил, что инспектор обязан отобрать права до выяснения обстоятельств у пользующегося иммунитетом должностного лица, например, прокурора, если он ведет автомобиль в нетрезвом состоянии.
"Раньше было непонятно, что делать инспектору, который видит, что должностное лицо, пользующееся иммунитетом, управляет автомобилем в нетрезвом виде. Ни задержать, ни отстранить от управления он его не может. А если вдруг отважится на такой поступок, то потом окажется виноватым. В регламенте четко прописано, что в этой ситуации инспектор обязан отстранить такого водителя от управления", — сказал начальник ГАИ.
ПАТРУЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Административный регламент предписывает, что контроль за дорожным движением с использованием ТС, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, "не допускается".
Патрульный автомобиль должен обязательно иметь нанесенную специальную цветографическую схему, стационарные устройства для подачи специальных звуковых и световых сигналов. Кроме того, патрульный автомобиль всегда включен в установленном порядке в постовую ведомость.
Кроме того, если раньше сотрудники ГАИ на так называемых автомобилях скрытого контроля (патрульные машины без спецокраски и стационарных устройств) имели право остановить участников движения, то сейчас эти возможности ограничены.
"Действия, влекущие ограничение видимости участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются", — предписывает регламент.
При этом технические средства контроля за дорожным движением (измерительные приборы) должны быть сертифицированы и иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
"Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается", — предупреждают инспекторов.
"ПЛЮС" ДИРИЖАБЛИ И МАНЕКЕНЫ
"При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации — вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие", — говорится в документе.
Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников ГИБДД регламентируют отдельные инструктивно-методические документы.
Для предупреждения нарушений правил дорожного движения могут также использоваться "макеты и манекены" — устройства, имитирующие сотрудника, патрульный автомобиль, технические средства фиксации нарушений ПДД.
КОНТРОЛЬ — ЗА МИНИСТРОМ
Полное название документа "Административный регламент Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения". Документ опубликован в номере "Российской газеты" за 7 июля 2009 года.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев сообщил, что оставляет за собой контроль за исполнением принятого регламента.
Текст документа должен быть во всех дежурных частях и на стационарных постах дорожно-патрульной службы, чтобы в случае необходимости с ним могли ознакомиться участники дорожного движения.
Опубликовано 7 июля 2009 года
Вступает в силу: 1 сентября 2009 года
Источник: РИА Новости и Российская газета
В приказе МВД № 444 ( с изм. и доп. ), где прописаны ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, по которым уполномочены должностные лица составлять протоколы об АП не указан инспектор ДПС, как уполномоченное должностное лицо.
На практике сплошь и рядом протоколы по таким статьям простыми инспекторами ДПС составляются, законно ли это ?
Далек от мысли, что инспектора, на посту у реки Вятка (въезд в Татарстан) знакомы с этим приказом. Такого беспредела я не встречал ни где по России.
То есть если меня останавливает сотрудник ДПС, а рядом с ним я не вижу патрульной машины, то могу не останавливаться ? Они в таких случаях говорят это пешее патрулирование ,а машину свою личную использую в качестве тумбочки , чтоб протокол было на чем писать… что на такое отвечать ? и есть ли понятие пешее патрулирование ?
Согласно нового регламента может ли инспектор ДПС просто остановить автомобиль для проверки документов не на стационарном посту? могут ли останавливать транспотртные средства стажеры? зарание спасибо.