С помощью цвета можно не только создать себе настроение, подчеркнуть особенности вашего авто в трафике, но и полностью «убить» полет мысли дизайнера. Мы расскажем, что предлагают производители, чтобы избежать последнего и все же достичь желаемой эксклюзивности.
Простое многообразие
При всем кажущемся разнообразии автомобильных красок наиболее широкое применение получили два типа – так называемые акрил и база. Первый отличается тем, что не требует дополнительного покрытия бесцветным лаком, а второй нуждается в защитном покрытии, так как плохо сопротивляется воздействию внешних факторов. Поэтому «акрил» имеет более сложный состав и, соответственно, более высокую цену. «База» же выполнена на простой нитрооснове. Причем оба типа красок применяются как в дорогих автомобилях, так и в массовых моделях, независимо от их цены.
Кроме вышеуказанных, существует еще два типа краски, имеющих основу из химических реагентов. Они появились на российском рынке сравнительно недавно и используются по узкому назначению – это полиуретановая краска для внедорожников, которая более устойчива к царапинам, и так называемая СР-краска, выполненная на керамической основе с большим сухим остатком, поэтому она предполагает наименьшие расходы материала при покраске автомобиля.
Вся колористика современных автомобилей базируется на палитре из семи основных цветов радуги. Хотите оригинальности? Тогда вам нужна перекраска на основе смешивания базовых красок в определенной пропорции и добавления специальных наполнителей. В качестве пигмента может выступать вещество природного происхождения, зачастую земляные породы, растертые в порошок и имеющие необходимую окраску, химические соединения с нужным оттенком, а в черном цвете окрашивающей добавкой является сажа. Для достижения эффекта «металлик» в основную краску добавляется серебристая. Однако этот простой способ обычно не применяют для производства дорогих красок – здесь используют порошок или мелкую алюминиевую либо титановую стружку. Если требуется получить перламутровый отлив, то основным наполнителем служит порошок специально обработанной слюды с примесью стекла. Вожделенное многими автовладельцами лакокрасочное покрытие с эффектом «хамелеон» на самом деле является обычной краской, но содержащей большой процент перлитового зерна (слюда, стекло, обработанная титановая стружка), измельченного до очень малого размера и подвергшегося специальной обработке. Именно трудоемкость изготовления таких красок и определяет их довольно высокую цену.
Покраска шаг за шагом
Как правило, процесс изменения цвета автомобиля занимает до пяти дней и в среднем стоит $2 – 3 тыс. Для того чтобы окрасить легковой автомобиль среднего класса, необходимо около 1,5–2 л неразведенной краски. При этом стоимость литра краска от известных производителей (DuPont, Sikkens) находится в ценовом диапазоне $120–180, перламутровый эффект добавляет к стоимости около $20–40. Но основная часть затрат приходится на оплату работ, а также на покупку растворителя и отвердителя (для более быстрого высыхания и крепкой связи с грунтовой подложкой).
Первоочередной задачей при цветовом стайлинге является снятие слоя лака прежнего лакокрасочного покрытия. Затем поверхность делается матовой (обрабатывается шлифовальными кругами и наждачной бумагой), если необходимо – наносится шпаклевка для скрытия повреждений. После этого поверхность вновь шлифуется и обезжиривается.
Первым слоем, которым покрывают подготовленный кузов, является новое грунтовое покрытие, служащее как для более крепкого связывания краски с поверхностью, так и для создания однородного серого или черного тона. Уже на него наносится краска выбранного цвета и высушивается в специальной камере. Если это акриловая краска, то следующий и последний этап – полировка нового покрытия. Если используется «база», то еще необходимо нанесение слоя лака, и только потом – сушка с последующим полированием.
«Компьютерные» технологии
Существует два способа подбора краски. Причем оба могут гордо именоваться «компьютерными». Но первый наиболее простой и распространенный. В этом случае клиент привозит на СТО деталь автомобиля определенного цвета, которую сравнивают с подборкой оттенков необходимого колера (к примеру, у вишневого может быть 30–40 оттенков, хотя и сам вишневый – оттенок красного). Найдя необходимый оттенок, смотрят его код в базе данных и с помощью компьютера узнают пропорции смешения базовых красок для его получения (рецептуру), после чего происходит перекраска.
Второй способ более сложный. В этом случае используется специальный спектрометр, который анализирует цвет и выдает примерную рецептуру в таблице на компьютере. То есть процесс проходит без подборки оттенков, так сказать, «на глазок». Однако специалисты отмечают, что такого прибора в России не имеют даже самые крупные фирменные СТО.
Автор: Антон Макарский