Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с понятием «водительская категория». Не важно, каким образом: самостоятельно ли получал права, или просто слышал в обсуждении друзей и знакомых. По опыту знаю, что почти все парни чуть ли не с рождения в курсе многих «тем», связанных с автомобилями. Но для тех, кто все еще не в теме, и для прекрасного пола в особенности, я поясню, что водительская категория – это разрешение на управление определенной группой транспортных средств. И существует таких категорий на сегодня (сентябрь 2015 года) всего 15: 6 основных, 4 подкатегории и 5 специальных.
Какие есть категории?
К основным категориям относятся: А, В, С, D, М, что соответствует праву на управление мотоциклом(А), легковым автомобилем(В), грузовым автомобилем(С), автобусом(D) и мопедом(М).
По сути, владея основными категориями, вы имеете право на управление основным набором транспортных средств, существующих в данный момент. Остальные предназначаются уже для специфического транспорта. Так, подкатегории (A1,B1,C1,D1) дают право на управление уже легкими мотоциклами (А1), трициклами(В1), легкими грузовиками(С1) и небольшими автобусами(D1).
Помимо этого, существует еще один подвид категорий – специальные. Они дают вам право и возможность на управление составными ТС (такими, как легковой/грузовой автомобиль с прицепом, категории ВЕ и СЕ соответственно) или уж совсем специфическим видом транспорта (трамваем, троллейбусом, категории Tm и Tb).
В чем еще разница?
Помимо того, что разные категории дают вам право на управление разного вида транспортными средствами, существенно отличается по содержанию и программа обучения, которую необходимо пройти, прежде чем вы получите право на управление ТС какой-либо категории. Я не буду вдаваться в тонкости того, происходит этот процесс. Скажу лишь о том, что, если вы хотите открыть новую категорию, то вам придется учиться управлять транспортом, доступ к которому она открывает. Впрочем, на мой взгляд, это логично.
Также стоит упомянуть тот факт, что на права определенных категорий можно претендовать с разного возраста. На данный момент очень многие парни и девушки в нашей стране стремятся пройти обучение на водительские права еще в период обучения в школе. Что же делать?
Пройти обучение действительно можно еще обучаясь в школе. И хотя на некоторые категории можно начать учиться в 16-17, получить права и возможность управлять транспортным средством, на которое вы учились, можно будет только по достижении определенного возраста.
Так, для того, чтобы получить право на управление ТС, подходящими под категории М и А1, вам должно быть 16 лет.
На категорию В можно начать учиться в 17 лет, правда, водительское удостоверение вам выдадут только после того, как вы достигнете совершеннолетия. Иными словами, права вам «подарят» на 18-тилетие. Здорово, не правда ли? Точно такие же правила распространяются и на категорию С.
Если же ваша цель – управление трициклом или легким грузовиком (категории В1 и С1), то вы сможете пройти обучение только тогда, когда станете совершеннолетним. А вот для специализированного вида транспорта – автобусов, трамваем, троллейбусов (D, Tm, Tb) – обучение доступно лишь с 21 года.
А если я решил поехать за границу?
То можете не беспокоиться. Если страна, в которую вы поехали, ратифицировала Венскую конвенцию 8 ноября 1968 года, согласно одному из пунктов которой (а именно – п.1 статьи 41), все страны-участники обязаны признавать законными и действующими национальные права друг друга, то бояться вам нечего. Список стран можно найти в интернете.
Таким образом, водительская категория – это не просто буковка в правах, это Знак, который предоставляет вам возможность выбора того, на чем поехать на работу: на КаМАЗе или на мопеде? А если серьезно, то, конечно, это ваше право на управление разными видами транспортных средств. Впрочем, это я уже говорил.