Рано или поздно практически каждый водитель сталкивается с необходимостью езды с прицепом. Это может быть как банальное буксирование попавшего в неприятную ситуацию на трассе приятеля, так и выезд за город, чтобы покататься на любимом квадроцикле или катере. Но в любом случае есть ряд нюансов, которым учат только профессиональных водителей грузовых автомобилей и автопоездов. А тем, кто имеет в правах лишь отметку «Категория В», остается осваивать их опытным путем, доверяя только своей интуиции. Поэтому, чтобы избежать некоторых наиболее распространенных ошибок и заблуждений, будет нелишним ознакомиться с приведенными ниже советами.
Начинаем движение
Старт с места и набор скорости при езде с прицепом выполняется немного иначе, чем на автомобиле без такового. В случае если ваш автомобиль оснащен механической трансмиссией, начало движения требует определенной деликатности в обращении с педалью сцепления. Отпускать его нужно более плавно, чем обычно, но достаточно быстро, при этом одновременно и плавно добавляя обороты двигателя. Главное – избежать проскальзывания сцепления, так как его очень легко можно «поджечь». Критерием правильного старта с места является уверенное начало движения без рывков и подергиваний.
В случае с автомобилями, оборудованными «автоматом», тронуться с места будет гораздо проще, если в момент начала движения, особенно в гору, придерживать авто рабочим тормозом, нажимая на него левой ногой. При этом обороты дозируются в зависимости от мощности мотора, массы автомобиля и прицепа и, возможно, крутизны уклона. Немаловажно помнить, что производители АКПП рекомендуют разгоняться с прицепом на передаче, ступенью ниже обычной. Однако при выходе на крейсерскую скорость они предлагают использовать оптимальное передаточное число трансмиссии.
Едем прямо
При прямолинейном движении необходимо учитывать инерционные и динамические раскачки, которые особо влияют на поперечную устойчивость прицепов. Инерционные моменты возникают при проезде неровностей и способны раскачать прицеп. В случае если амортизаторы не справляются с раскачкой, прицеп занесет, или, что намного хуже, он перевернется. Такой же результат может последовать при проезде мимо крупногабаритного автомобиля, который способен вызвать раскачку, создав воздушный барьер. В этом случае плавное снижение скорости позволяет быстро погасить колебания. Кстати, некоторые производители, например Honda на CR-V, предлагают опцию стабилизации динамической раскачки с использованием интеллектуальной 4-диапазонной ABS.
Повороты и габариты
Cитуацию в повороте следует особенно тщательно анализировать до начала его выполнения. Так, перед левым поворотом нужно сместиться вправо на полтора-два метра, особенно если маневр осуществляется под острым углом.
Имейте в виду, что это вынос наружу крайним габаритом. Внутрь поворота последние колеса прицепа смещаются гораздо больше. Таким образом, если при левом повороте пространство вдоль дверей, заднего крыла и прицепа просматривается хорошо – достаточно поворота головы или взгляда во внешнее панорамное зеркало заднего вида, – то при правом повороте его могут скрыть стойки, тонировка или пассажиры.
Гарантии того, что в этот момент в вашей «мертвой» зоне не окажется пытающийся проскочить в предусмотрительно оставленном вами свободном пространстве автомобиль, нет никакой. Поэтому правый поворот с прицепом сложнее левого, и, совершая его, нужно быть предельно внимательным. В любом случае, если водитель научится учитывать общие габариты автопоезда в смещении и рассчитывать необходимый запас расстояний, то езда с прицепом для него перестанет сопровождаться стрессом.
Маневрирование
Сложней всего при движении с прицепом осуществлять парковку и ехать задним ходом. В принципе совершать эти маневры желательно с помощью кого-либо, кто будет находиться снаружи и подсказывать, куда перемещается автопоезд. Однако, в любом случае, чтобы повернуть прицеп, нужно сначала выполнить так называемый «слом» сцепки, когда, например, для поворота направо тягач направляют налево и лишь затем продолжают движение по плавной дуге в нужную сторону. Основной ошибкой при освоении этого приема является слишком активная работа на рулевом колесе, то есть лишние «перекруты», которые провоцируют избыточные смещения прицепа. Большое значение в такой ситуации имеет радиус поворота и характеристика рулевого управления. Чем производительнее усилитель и больше радиус поворота, тем проще водителю маневрировать в условиях дефицита габаритных расстояний.
Умение управлять авто с прицепом пригодится далеко не каждому водителю. Но элементарные знания особенностей выполнения простейших маневров с прицепом помогут уберечься от необдуманных и нерасчетливых действий. Кроме того, без подобных навыков нельзя приобрести профессиональные качества, которыми отличаются водители-виртуозы. И, естественно, они позволят практически каждому водителю без приключений доставить свой прицеп до места назначения.