Вопрос о том, с какой стороны должен быть руль в автомобиле, справедливо регулируется правилами дорожного движения. Если в России вы обязаны двигаться по правой полосе, то и руль, исходя из соображений элементарной логики, должен находиться слева, дабы обеспечить водителю наибольший обзор. Такие нормы распространены очень широко по всему миру. Но есть страны, как Великобритания и Япония, где вы должны занимать левую полосу, и, соответственно, ваше место в машине будет справа. Как же быть с японским и британским импортом автомобилей в нашей стране, если он не вписывается в общую картину дорожного движения?
Сторона движения
В большинстве стран мира, в том числе России, правила предписывают движение по правой стороне дороги. Это сложилось исторически под влиянием многих факторов. В других странах, особенно среди тех, на которых очень сильно влияла Великобритания в период колониального расцвета, автомобили движутся по левой стороне. В связи с этим и различается место водителя в машинах. Это не прихоть государственной власти, это разумный подход к вопросу: как ни крути, при правостороннем движении обзор лучше, если руль машины находится слева, и наоборот.
Почему возникла проблема?
С развитием общества экономики разных стран постепенно интегрируются. На российском рынке уже прочно закрепились автомобили с левым рулем, особенно японские. Прежде всего, это машины известных марок, как «Toyota», «Honda», «Nissan». Их популярность в нашей стране объясняется высоким качеством японской техники: даже двадцатилетние ветераны из Страны восходящего солнца выглядят весьма достойно при правильной эксплуатации, и это при сравнительно невысокой цене. Эти мировые бренды занимают достаточно высокие позиции в рейтинге лучших, и это вполне заслужено.
Уместен ли правый руль в России?
Многие автолюбители, проездившие всю жизнь на машинах с левым рулем, авторитетно заявляют (и спасибо, если они хоть раз пробовали проехать на японской машине): с правой стороны ничего не видно на встречной полосе. Действительно, это доказано многими проверками: видимость ограничена. Но поклонники левого руля явно преувеличивают, поскольку обзора достаточно, чтобы быть полноценным участником дорожного движения. А если поездить пару месяцев и привыкнуть – вообще красота!
Сложнее дело обстоит дело, когда приходится обгонять длиннющую фуру на высокой скорости, но и с этим можно справиться, главное – быть внимательным и не рисковать лишний раз. В таких случаях любители японских авто советуют держать дистанцию и проявить терпение – возможность обогнать довольно скоро представится. Так что, кто бы что ни говорил, правый руль машины очень даже удобен и не создает особых проблем, большую роль тут играет привычка.
Плюсы и минусы японских гостей
Помимо того, возможно ли вообще использовать автомобили с правым рулем в России, я хотел бы выделить их достоинства и недостатки, чтобы помочь тем, кто еще не выбрал свою сторону в машине.
Плюсы:
1. Водителю проще выходить из машины, если он паркуется у края проезжей части с видом на чистый тротуар.
2. Если вы столкнулись с встречным автомобилем, высока вероятность того, что удар придется на левую часть – проще пережить несчастье.
3. Имея обзор с правой стороны, вы имеете ряд преимуществ над остальными в определенных ситуациях (например, видите издалека инспекторов ГИБДД).
4. Цены на такие машины на порядок ниже из-за стереотипов о неудобствах правого руля.
Минусы:
1. Затруднен обгон с выездом на встречную полосу, особенно если нужно обойти фуру.
2. Осложнена связь с внешним миром на проездных пунктах (вроде платных парковок со шлагбаумом).
3. Пассажирам слева неудобно выходить из машины, если вы припарковались возле тротуара.
Стоит ли запретить правый руль в России?
Придя к выводу о том, что при движении на автомобиле с правым водительским сидением не создается дополнительных опасных ситуаций, нельзя говорить о запрете таких машин в нашей стране. Зачем? Это несет никакого вреда обществу, о чем свидетельствует статистика и водительский опыт. Правый руль имеет ряд достоинств и недостатков по сравнению с левым, как и все, что можно сравнить с противоположностью. Разумеется, эта статья не станет финишем в вечных спорах о том, какое место занимать выгоднее. Это дело привычки и вкуса каждого автолюбителя, так что не стоит спорить на эту тему.
Автор: Михаил Болгар