До назначенной, очень важной и давно запланированной встречи осталось 20 минут. И начинается… Впереди паркуется грузовик, полностью перекрыв проезд. Деваться некуда — все маленькие объездные улочки тоже забиты. Учащенно бьется пульс, влажные руки вцепились в руль, зубы сжаты, лицо перекошено… Водитель соседней машины ведет себя как взбесившийся бык. Бесконечно сигналит и отчаянно жестикулирует… Наконец после нервных перестроений из ряда в ряд, проезда на красный и прочих нарушений удалось добраться до цели. Однако в поле зрения нет свободного пространства для парковки. И вы бросаете машину в запрещенном месте.
Нам треплют нервы
Как показывают исследования, каждая третья авария происходит из-за того, что водитель, творящий беспредел на дорогах находится в стрессовом состоянии.
Прежде всего это касается молодых водителей (до 26 лет). Почти половина из них (41 %) ведут себя за рулем весьма напряженно. В возрастной группе после 55 лет этот показатель доходит лишь до 15 %.
Какие же причины, помимо плохих погодных условий (дождь, гололед, слабая видимость), вызывают стресс?
Причины дорожного стресса:
1. Недостаток времени (цейтнот) 57%.
2. Пробки, ремонт дорог 35%.
3. Беспредел на дорогах 32%.
4. других водителей 33%.
5. Долгий поиск парковки 33%.
6. Велосипедисты и неумелые водители 32%.
7. Большая плотность движения 24%.
8. “Красная волна”, бесконечные остановки на светофорах 20%.
9. Частое чередование участков с различным скоростным режимом 8%.
10. Зоны с ограниченным скоростным режимом 4%.
Исследователи заинтересовались, в какой степени раздражают автовладельцев некоторые типы водителей. Выяснилось, что 41% сидящих за рулем нервируют слишком самонадеянные водители, пытающиеся доказать всему миру, что они непревзойденные гонщики. Другим 40% мешают суетливые и торопящиеся водители, которые шмыгают с одной полосы на другую, но, как правило, на светофоре они вместе с “подрезанными” ожидают зеленого света.
Неутешительная статистика
Опрос также выявил, что 91% всех опрошенных водителей полагают, что в будущем беспредела на дорогах будет еще больше. А 83% респондентов подтвердили, что напряжение при вождении за последние годы сильно увеличилось. Конечно, жители больших городов испытывают стресс на дорогах несоизмеримо чаще, чем провинциалы.
Исследования одного из австрийских автомобильных клубов свидетельствуют о том, что лишь каждый десятый водитель расценивает поездку в автомобиле как удовольствие. Любопытная деталь: по данным ученых владельцы черных машин почему-то ведут себя на дороге вдвое агрессивнее, чем сидящие за рулем белых автомобилей.
Стресс как инфокиллер
В состоянии стресса человек переживает крайнее напряжение, от которого, сидя в автомобиле, он не может никаким образом освободиться. Ученые обратили внимание на то, что, например, находясь в пробке, у водителей значительно чаще возникает желание посетить туалет. Они, цивилизованные люди, вынуждены сдерживаться, от чего напряжение увеличивается. Не секрет, что в стрессовых ситуациях человеческие возможности сильно расширяются.
У автолюбителей нет возможности полноценно сбросить напряжение — их эмоции не находят выхода и переливаются в беспредел на дорогах. Неслучайно одна из распространенных реакций в стрессовом состоянии — непреодолимое желание бросить машину и просто удрать.
Напряжение приводит к потере концентрации внимания, столь необходимых на дороге. Стресс — это инфокиллер, убийца информации. Учеными подсчитано, что нервничающий водитель не замечает дорожные знаки в три раза чаще, чем в спокойной ситуации. В нормальном состоянии водитель воспринимает от трех до пяти информационных сообщений в секунду, а в стрессовом — только два. Недостаток внимания всегда увеличивает риск аварий.
Сложность ситуации в том, что находясь за рулем, практически нереально общаться друг с другом вербально, например, высказать водителю подрезавшего грузовика все, что о нем думаешь. Поэтому человек за рулем выражает свои эмоции иначе, иногда учиняя беспредел на дорогах — сигналя, моргая поворотниками, включая дальний свет, размахивая руками и делая неприличные, оскорбительные жесты. То есть напряжение, стресс приводят к проявлению агрессии на дорогах.
Специалисты называют агрессию видом враждебного поведения, которое наносит не только психологический, но и физический вред окружающим.
Возникает цепная реакция. Стресс порождает агрессию и беспредел на дорогах, агрессия — стресс и так до бесконечности.
Агрессоры на дороге — кто они?
Однако, как показали исследования немецкой ТЮФ-Академии, занимающейся вопросами стандартизации и сертификации, эмоциональные проявления не всегда можно отнести к разряду действительно агрессивных. Ученые пришли к выводу, что 85 % агрессоров, как их оценивают остальные участники дорожного движения, вовсе не являются таковыми. Чаще всего их негативное поведение объясняется элементарным человеческим эгоизмом. Мало кому в голову приходит мысль, что в машине, которая не может определиться с полосой движения, а потому нахально занимает сразу две, может ехать безумно влюбленный тип, который думает в этот момент о чем угодно, но только не о дороге.
А неожиданно подрезавший вас сосед в тот момент мог просто плохо себя почувствовать. Конечно, в описанных ситуациях водители совершают нарушения, но не сознательные.
Очень часто то, что мы принимаем за агрессивную езду, на самом деле просто неумелое вождение. Ошибки новичков зачастую неверно оцениваются как хамство. И лишь действия 15 % водителей соответствуют первоначальной оценке и являются действительно умышленно агрессивными. У многих молодых или неопытных водителей отсутствует чувство скорости и дистанции. Создает серьезные проблемы для окружающих и громкая музыка, например воздействие рока может быть сродни наркотическому.