В восьми регионах России чиновники направили в Госдуму просьбу не принимать поправки, из-за которых штрафы за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержанию дорог значительно возрастут.
Законопроект был подготовлен правительством и МВД. Осенью 2016 года он будет направлен на второе чтение. Документ предусматривает большие штрафы для чиновников за несоблюдение правил безопасности движения во время ремонта, реконструкции автодорог, при строительстве трасс.
Максимальное наказание полагается в случае, если из-за этого пострадают люди (получат увечья, травмы и т.д.). Тогда штрафы для юридических лиц составят от 400 тысяч до 500 тысяч рублей. Должностные лица будут оштрафованы на сумму до 100 тысяч рублей.
Законопроектом вводится дополнительная ответственность: за невыполнение предписаний об устранении нарушений полагается штраф в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а за повторное аналогичное нарушение — штраф от 70 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет.
Власти Владимирской, Псковской, Курской и Томской областей, а также Челябинска, Ставрополя, республик Марий Эл и Карелии уже направили в думский комитет по конституционному законодательству соответствующие письма против ужесточения КоАП.
По мнению местных чиновников, как сообщает RNS, представители исполнительной власти автоматически станут нарушителями. Произойдет это из-за ограниченного финансирования дорожных работ из региональных дорожных фондов. То есть идеально выполнять предписания нормативных актов дорожники не смогут априори, а это приведет к массовым штрафам и увольнениям опытных кадров.
Отметим, что в Челябинской области, чиновники которой в числе прочих выступают против высоких штрафов за плохую организацию ремонта, не так давно предложили жителям и предпринимателям региона финансировать ремонт дорог самостоятельно.
Чего на самом деле испугались чиновники?
Согласно тексту законопроекта даже небольшое нарушение (неустановка ограждения, не поставленный вовремя знак предупреждения, не достаточно яркое освещение ремонтируемого участка) обойдется дорожникам во внушительную сумму. Чиновники же восьми регионов предлагают снизить озвученные в документе суммы штрафов, ввести переходный период на вступление закона в силу, но главное, отказаться от такой меры, как дисквалификация чиновников. В своих письмах представители восьми регионов изложили просьбы не принимать закон или скорректировать его.
Корреспонденты «Российской газеты» предположили, что стоит за опасениями чиновников и проверили информацию, обратившись к представителям властей регионов. В Псковской области сообщили, что никаких претензий к документу у властей не возникло, и парламент региона тоже не рассматривал вопрос о дорожных поправках в Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Власти Томской области подтвердили, что сочли внедряемые меры преждевременными и чрезмерными. В департаменте транспорта и дорожной деятельности пояснили, что система штрафов — инициатива полезная, но дороги находятся в ненормативном состоянии десятки лет, и текущее состояние экономики не позволяет справиться с проблемой оперативно. Однако у корреспондентов «РГ» вызвало недоумение, каким образом это заявление томских властей относится к требованиям соблюдать нормы безопасности при ремонте и строительстве дорог.
В Челябинской области сообщили, что «опасаются наказания за давно убитые дороги», причем отвечать будут не те, кто занимается вопросом их обслуживания сегодня. В Миндортрансе Челябинской области сказали, что привести дороги в нормативное состояние быстро очень проблематично, поэтому власти предлагают отложить принятие законопроекта минимум на три года.
В республике Марий Эл сообщили, что на приведение дорог в нормативное состояние понадобится минимум 18 млрд рублей в 2016 году, а это почти весь годовой доход республиканского бюджета.
Министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Игорь Васильев сообщил: «По нашему мнению, законопроект подлежит уточнению. Надо рассмотреть все возможные варианты и только потом его принять».
Кто виноват и что делать?
Проект закона, по мнению экспертов, действительно составлен так, что отдельные его нормы можно трактовать по-разному. Ко второму чтению в него внесены поправки, которые сделают будущий закон более четким, понятным и однозначным.
Так, следует уточнить момент: будет ли грозить штраф за плохое состояние трассы, если чиновник в письменном виде просил денег на ремонт дороги, но их не выделили. Также добавлена фраза, что наказывать дорожников можно только при производстве работ. В других случаях при ДТП ответственность предлагают поделить между дорожниками и ГИБДД. Также в думском комитете готовы увеличить штрафы не в 10 раз, а лишь в 2—3 раза.
В некотором смысле недовольным представителям власти пойдут навстречу. Однако проблему дорог решать по-прежнему необходимо. Например, в областях, откуда поступили жалобы на содержание законопроекта, дороги не соответствуют нормативу на 80% — в Томской области и на 48% — в Челябинской.
Эксперты рекомендуют организациям, ответственным за ремонт и содержание дорог, обратить внимание на то, как поступают в Германии.
Гендиректор Экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников сообщает, что там каждой сферой деятельности занимается отдельная структура: одни организации осуществляют проектные работы, другие наносят разметку, третьи кладут асфальт и так далее. И всегда очевидно, с кого взыскивать за недочеты. И каждая компания принимает работу предыдущей, строго оценивая ее качество, ведь за очередной этап спросят с нее, а значит, компании контролируют еще и работу друг друга, чтобы не платить штрафы. Мельников полагает, что подобная система многое бы упростила в России, будь она внедрена. При этом эксперт считает, что штрафы не решат проблему целиком. Если не будет никакой иной мотивации делать свою работу качественно, штрафы сработают лишь частично и с оговорками. «В дорожной отрасли необходимы стратегические изменения, поэтому «наступать на проблему» надо по всем фронтам», — резюмирует Мельников.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Екатерина Решетова считает, что нужно активнее применять действующие в России законы, чтобы заказчик работ мог доказать в суде, что подрядчик нарушает сроки исполнения работ или нормативы. Есть и уголовная ответственность, если по вине того, кто работал с дорогой, случилось ДТП.
Также Решетова предлагает жестче анализировать ситуацию на дорогах, в которые уже были вложены деньги бюджета. Если ДТП произошло, надо разбирать, как и куда расходовались средства и наказывать ответственных должностных лиц. Эту норму следует закрепить в поправках к КоАП.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.