Начиная с того момента, как автомобилист выложил в соцсеть фото штрафной квитанции, на которой видно, как тень от его авто пересекает сплошную, автолюбители начали массово выкладывать снимки аналогичных «нарушений» и рассказывать истории о неправомерно начисленных штрафах. В том числе ситуация коснулась и сотрудников ГИБДД, которых представители общества «Синие ведёрки» обвинили в преднамеренном мошенничестве при начислении штрафов.
Корреспонденты «Газеты.Ru» изучили ситуацию и пришли к выводу, что сбои дорожных камер, из-за которых автомобилисты получают неправомерные штрафы, — массовое явление.
Алгоритм выявления таких нарушений ПДД сырой и непроработанный и в 10% случаев выдает неточный результат. В ГИБДД о масштабах проблемы пока молчат, но, судя по всему, проблема всплыла на поверхность, и теперь утаить факты просто не удастся.
Только факты
Пользователь портала Pikabu сообщил, что получил штраф с камеры за то, что тень от грузовика, который ехал перед ним по полосе, пересекла сплошную.
В распоряжении «Газеты.Ru» оказались еще снимки, на которых нарушения ПДД далеко не очевидны. Например, на одной из квитанций видно, что черный Infiniti 4 августа 2016 года на дублере Третьего транспортного кольца при съезде на 1-й Кожуховский проезд якобы повернул налево не из крайнего ряда, как это предписано разметкой. На снимке видно, что комплекс принял за Infinity совсем другой автомобиль. Причем даже с учетом того, что качество снимков оставляет желать лучшего, очевидно, что в желтый квадрат попала машина, которая вообще не похожа на автомобиль «нарушителя»: ни по цвету, ни по габаритам.
Другой автомобилист попытался обжаловать начисленный штраф за езду по выделенной полосе. На снимке видно, что его автомобиль выезжает на проспект Мира и не находится на «выделенке». На фото отмечена траектория, по которой якобы проехал нарушитель через секунду после того, как комплекс сделал снимок.
Автовладелец же отмечает, что по фото совершенно очевидно, что автомобиль и так успеет перестроиться в разрешенном пространстве, не выезжая на «выделенку», и именно так по итогу водитель и сделал.
Почему камеры ошибаются? Говорят эксперты
Сотрудник одной из компаний, которая занимается установкой дорожных камер, Павел Беленко, сообщил, что каждое десятое нарушение фиксируется ошибочно и отбраковывается в ЦАФАП (Центрах автоматизированной фиксации административных правонарушений). Но отдельные «курьезы» (хотя водителям, конечно, совсем не смешно) ЦАФАП пропускают.
А доработать функционал камер (чтобы они могли фиксировать больше нарушений) столичные власти попросили по вполне понятной причине: введены скидки в размере 50% на штрафы, водители стали осторожнее, а бюджет пополнять нужно. В итоге тестов камер почти не проводилось, доработки оказались сырыми. Напомним, что планировалось, что камеры смогут фиксировать 17 различных нарушений ПДД.
А проблема с анализом информации на снимках в том, что на отдельных кадрах не виден номер автомобиля. Отмеченная траектория на фото не является доказательством нарушения, а очевидно определить, тот же ли это объект на снимке, когда он фиксируется на удалении и вблизи, невозможно.
Экс-гендиректор НПО «Призма» Сергей Ласкин поясняет, что виноваты в этой ситуации программисты. Не проработана система распознавания образов, а ведь можно было обойтись просто идентификацией номерного знака автомобиля. Но власти решили ускорить процесс и сразу ставить эксперименты на людях.
Петр Шкуматов, непримиримый боец за справедливость и координатор «Синих ведёрок», говорит, что если причина в ошибках алгоритма распознавания, то таких ошибок может быть очень много: сотни.
Причем водители даже доказать ничего не могут: если у них нет записи с видеорегистратора, они бессильны перед формализмом системы. А камеры нарушения на видео не записывают.
А вот член рабочей группы по разработке госстандартов фотовидеофиксации Григорий Шухман утверждает, что такая работа камер — это вообще не ошибки, а «особенности комплексов, которые нельзя исключить на уровне программного обеспечения. Выявить ошибки может только вторичный контроль — проверка человеком. Поэтому решение тут одно — увеличивать численность персонала ЦАФАП, который исследует материалы, с введением ответственности должностных лиц за допущенные ошибки».
В связи с текущими событиями в пресс-службе ЦОДД сообщили, что в Москве число ошибочных штрафов не превышает 0,001%. Также добавлено, что в случае ошибочного постановления о штрафе все обжалования отменяются в ГИБДД в законном порядке.
Не забыли в ЦОДД отметить, что пользы от камер больше, чем вреда. Согласно статистике ГИБДД, в местах установки дорожных камер количество ДТП в первом полугодии 2016 года снизилось на 35% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, количество погибших снизилось на 27%.
Что касается популяризованных в СМИ ситуаций, в частности, штрафа за остановку по требованию сотрудника ДПС, в ГИБДД оперативно среагировали на скандальное заявление представителей сообщества «Синих ведёрок».
«Как сообщили в СМИ, автовладелец получил постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в автоматическом режиме — с использованием комплекса видеофиксации. Камера зафиксировала нарушение по ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ — «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам». При этом остановку на обочине автомобиль совершил якобы по требованию сотрудника Госавтоинспекции», — говорится в официальном сообщении ведомства. В ГИБДД заверили, что будет проведена проверка, установлены причины вынесения подобного постановления.
Человеческий фактор и халатность
Если зрить в корень, то текущая система работы с материалами камер фотовидеофиксации нарушает базовый принцип КоАП: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. «Должностные лица, не делая этого, грубейшим образом нарушают закон», — говорит Шухман.
Возникает правомерный вопрос: власти займутся исправлением ситуации, лишь когда количество жалоб от водителей станет немыслимо большим? Или все же раньше?
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.