В 2017 году автопром России могут лишить господдержки через программу обновления парка. В течение двух лет эта программа стимулировала спрос за счет того, что покупателям предоставлялись скидки. Как считают эксперты и участники рынка, устранение двух видов господдержки (госпрограммы утилизации и trade-in) приведет к резкому обвалу автопродаж, тем более что почти 50% продаж напрямую зависят от наличия программ господдержки.
Против продолжения программы выступает Минэкономразвития. Сообщается, что ведомство считает программу «вредной» и «порождающей избыточный спрос». И если не остановить эту программу сейчас, то при более поздней ее остановке обвал продаж будет еще сильнее.
Источники издания «Ъ», знакомые с ситуацией, полагаясь на анализ мирового опыта, считают, что господдержка исчерпала себя и уже третий год не является эффективной мерой стимуляции спроса на внутреннем авторынке.
Те же источники сообщают, что в других странах мира подобные программы эффективны лишь в первый год, когда спрос увеличивается за счет стимуляции продаж, намеченных в прошлом периоде. А затем машины продолжают покупать лишь те, «кто их и так бы купил», поэтому стимулировать, собственно, уже некого. Такая поддержка менее эффективна, зато результаты дает иная поддержка, направленная на снижение себестоимости продукции или рост локализации.
В правительстве поясняют, что из-за сокращения бюджетных средств придется ужать программы господдержки, и главным кандидатом на исключение является программа обновления парка, которая включает субсидирование скидок на новые автомобили в 40—350 тыс. рублей при утилизации старых машин или сдачи в trade-in. Пока решение не принято, а что-либо известно станет лишь в октябре-ноябре 2016 года, когда будет определен объем антикризисного фонда.
Напомним, что программа обновления автопарка была первой мерой, которая была внедрена для поддержки автопрома в сентябре 2014 года. В 2015—2016 годах на нее выделяли по 22,5 млрд рублей.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.