Предприятия пищевой и швейной промышленности, а также автосервисы в случае объявления войны или осадного положения изымут в пользу государства и будут использовать для обеспечения продуктами, товарами первой необходимости и одеждой местных жителей и резервистов.
Также под изъятие подпадают ремонтные организации разного типа. Новая система, которая прошла проверку в ходе учений «Кавказ-2016», позволит накормить, одеть и обуть, обеспечить военной техникой призванных из запаса военнослужащих.
Также именно благодаря тому, что предприятия частного типа будут находиться под монополией государства, удастся сохранить нормальные социально-бытовые условия для населения. Однако эксперты, которые были опрошены изданием «Известия», утверждают, что внедряемая система даст допнагрузку на частный бизнес уже в мирное время.
Один из уполномоченных ведомства, с которым беседовали представители «Известий», утверждает: «Порядок мобилизации предприятий описан в пакете документов «Плана обороны Российской Федерации на 2016–2020 годы» (ПО РФ). Новая схема была опробована в ходе учений «Кавказ-2016». В целом эксперимент по мобилизации предприятий в Крыму, Ингушетии и Ставропольском крае прошел успешно, хотя были выявленные некоторые юридические проблемы. По итогам «Кавказа» сама процедура мобилизации и ее откорректированные правила включены в ПО РФ.
При этом речь не идет о полном изъятии предприятий у собственников. После отмены военного или осадного положения им будет выплачена компенсация, форма расчетов которой уже согласована.
Полный перечень организаций тоже указан. Это вышеуказанные предприятия, гаражные ремонтные мастерские, мясо-молочные холдинги, автосервисы, включая дилерские, крупные автотранспортные предприятия с собственным парком автобусов и грузовиков.
Военный эксперт Владислав Шурыгин напоминает: «Идея мобилизации предприятий не нова. Еще в Советском Союзе существовала сложная система мобилизации промышленного фонда, включая те же транспортные, швейные и пищевые активы. Как показывает современный опыт, без таких мероприятий невозможно не только вести боевые действия, но даже обеспечить ликвидацию последствий стихийных бедствий. Но в СССР было проще: не было предприятий и организаций, находящихся в частной собственности. Поэтому в начале 1990-х годов система мобилизации промышленности устарела, а на замену ей никакого нового плана принято не было».
Гендиректор ООО МСЕ «Экспохлеб» Юрий Кацнельсон напоминает, что в настоящее время почти вся пищепромышленность находится в руках частников. Исключение составляют муниципальные пекарни.
«В СССР почти вся хлебопекарная промышленность была сосредоточена в руках у государства. Это были крупные заводы, на которых были предусмотрены мобилизационные мощности — дополнительные цеха. Когда наступало время Ч, их расконсервировали. Кроме того, были предусмотрены резервы, где хранилась мука. В обычном состоянии завод мог ежедневно выпекать 150–200 тонн хлеба. Дополнительные мощности позволяли увеличить этот показатель на 100 и более тонн», — пояснил Кацнельсон .
Если наступит час «Ч», на экспроприированные на время войны организации будут возложены обязанности по выпуску плановых объемов продовольствия и техники (запчастей к ней), а также планы по выполнению услуг. Выдавать нормативы будут в штабах обороны, в составе которых будут главы субъектов РФ, представители Минобороны России, а также руководители региональных силовых ведомств.
Полную мобилизацию промышленных активов военные ведомства могут осуществить лишь в случае глобальной войны. В случае стихийных бедствий будут взяты для нужд государства лишь некоторые важные предприятия, которые располагают необходимыми ресурсами, обеспечивающими нужды населения.
Так, например, в ходе учений «Кавказ-2016» были использованы грузовые автомобили частных фирм, а ряд хлебопекарен и мясо-молочных комбинатов обеспечивали дополнительные поставки продукции для нужд Российский армии.
Юрий Кацнельсон утверждает, что в России не хватит мощностей бизнеса, чтобы поддерживать мобилизационные мощности, и напоминает, что в 1930-е, когда государство планомерно готовилось к войне, на создание структуры заводов с дополнительными мощностями выделялись значительные средства.
Анастасия Алехнович, руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене, говорит, что в России есть механизм госрезервов, а предприятия борются за то, чтобы работать с ними. Готовящийся механизм мобилизации нужен для того, чтобы страна была готова к экстраординарным ситуациям, которых, как полагает эксперт, не случится. В мирное время также система применяться не будет.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.