Российские автовладельцы постепенно отказываются от сервисов, предлагаемых дилерскими центрами, и обращаются в частные мастерские к проверенным временем мастерам.
Автодилерам же стало выгодно предлагать услуги собственных СТО, поскольку продажи автомобилей резко пошли на убыль. Но и этот источник дохода постепенно идет на спад. Автовладельцы предпочитают экономить на услугах.
Как полагает вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Вячеслав Жигалов, в полной мере эта тенденция проявится уже в 2017 году. Отметим, что РОАД именно по этой причине начала лоббировать свои интересы и даже направила письма с соответствующей просьбой в Минфин, Центральный банк и Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Цель РОАД в том, чтобы приоритет при натуральном возмещении по ОСАГО отдавали именно ремонтным мастерским при официальных дилерах.
В настоящее время, сообщают «Известия», ежемесячные объемы продаж автомобилей на рынке не превышают 126 000. Лишь в 2009 году показатель был еще ниже. На фоне снижения объема продаж до 70% доходов отдельных дилерских центров стали формировать именно услуги автосервиса и продажи автозапчастей.
Отметим, что в 2012—2013 гг. этот показатель в среднем составлял 13% от всего объема выручки, затем начал расти и к концу 2015 года достиг 18,5%. В 2016 году показатель стал снижаться, поскольку стоимость автозапчастей стала расти, и цены на услуги авторизованных дилерских центров, соответственно, тоже.
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование рынка, и оказалось, что средняя стоимость обслуживания автомобиля резко снизилась (не учтены данные по кузовному ремонту). В среднем стоимость упала до 4,2 тысячи рублей в 2015 году против 5,2 тысячи рублей годом ранее. Эксперты связывают снижение расходов именно с сокращением числа оплаченных услуг в авторизованных дилерских центрах.
Жигалов уточняет, что водителям стало выгоднее искать недорогие сервисы с дешевыми автозапчастями, и тенденция эта будет усиливаться.
Автодилеры также обязаны поддерживать определенные стандарты обслуживания, а это требует инвестиций в обучение персонала, приобретение оборудования и лицензионных продуктов для автосервиса. За все это платит конечный потребитель. Жигалов подчеркивает, что без специальной электроники, которую закупают дилеры, выполнить качественный ремонт просто невозможно. Дилеры предоставляют гарантии на ремонт, а частные мастерские этого сделать не в состоянии.
А поскольку мелких игроков рынка много, примерно в 50 раз больше, чем авторизованных автодилеров, то смена предложений будет бесконечной. При этом демпинг приводит к снижению качества услуг, увеличению риска поломок, а значит, и потенциальных ДТП. Частные сервисы даже не обладают средствами, чтобы компенсировать своим клиентам причиненный ущерб в случае поломки автомобиля по вине сервиса.
Жигалов сообщает, что повлиять на свободную конкуренцию на рынке РОАД не в состоянии, но обязана предупредить автовладельцев о рисках, которые они берут на себя, обращаясь в подобные мастерские.
Директор по маркам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев уверен, что авторизованные центры без клиентов не останутся: «Для автодилеров сервисные услуги остаются приоритетным направлением развития, поэтому значительного роста цен в 2017 году не предвидится. На цены повлияют скорее импортные расходники, стоимость которых будет расти пропорционально курсу валют». Фактически Зиновьев полагает, что объем услуг сервисов в 2017 году вырастет на 15—20%: «Рынок сервисных услуг активно растет. Так, в 2012 году объем авторемонтных услуг в стране составлял 300 млрд рублей. К началу 2016 года он увеличился почти на 67% и превысил 500 млрд рублей».
При этом число дилерских центров продолжает неуклонно сокращаться: только с начала года их стало меньше на 260, а к концу 2016 года может стать меньше на 400 (сократиться до 3,4 тысячи предприятий).
В РОАД считают, что в целях стабилизации рынка необходимы какие-то государственные льготы и меры господдержки. Иначе на выходе водители получат «дикое поле гаражей, которые будут сотнями появляться и исчезать, а потребитель вообще не сможет получить качественных услуг», полагает Жигалов.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.