Общественники не поддержали предложение Минтранса России об увеличении тарифов в системе «Платон».
В Общественной палате РФ состоялась общественная экспертиза постановления Правительства РФ, которым предлагается отменить льготный режим тарифов в системе «Платон» в 2017 году в два этапа. Вопрос о целесообразности предложенного Минтрансом России нововведения подняла член ОП РФ Евгения Уваркина.
По мнению представителей сообществ ритейлеров, перевозчиков и членов Счетной палаты, сперва нужно повысить эффективность взимания платы, увеличить число пользователей системы, а уже затем повышать тарифы. Однако в Минтрансе настаивают на том, что тариф необходимо повышать как можно быстрее: только тогда регионам будет хватать средств на ремонт и строительство дорог.
Представители бизнеса считают иначе.
Заместитель главы исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников напомнил, что изначальный объем поступлений в «Платон» рассчитывался исходя не только из величины тарифа, но и из количества пользователей. Запланировано, что платить будут 2 млн участников, а на практике в системе всего 650 тысяч перевозчиков, на плечи которых и ложится вся нагрузка.
Для контроля оплаты проезда на дорогах установлены лишь 174 специальные рамки с камерами, хотя их должно быть 491.
«Нужно реализовать комплекс мер по увеличению эффективности системы, один только прирост пользователей даст 20—30-процентный прирост сборов, поэтому о повышении тарифов говорить несвоевременно», — полагает Синельников.
Представитель Счетной палаты Владимир Красильников отметил, что регионы и без «Платона» имеют возможность пополнять дорожные фонды, но не пользуются этими возможностями.
«В частности, не собирается около 70 миллиардов рублей транспортного налога, а это примерно 10% от всех региональных дорожных фондов», — утверждает Красильников.
Синельников добавил также, что вскоре будут повышены акцизы на топливо, что даст около 90 млрд рублей дополнительного дохода в дорожные фонды.
Другие представители Минтранса озвучили цифры и факты, которые противоречат данным ОП РФ. Мнение о том, что сборы в «Платон» можно сравнить с системой сборов акцизов, сочли некорректным, поскольку акцизы поступают в бюджеты всех уровней, а сборы в «Платон» — только в федеральный бюджет.
Гендиректор компании «Совтрансавто» Анатолий Тян напомнил, что запуск системы «Платон» совпал с ростом премии ОСАГО, увеличением цен на бензин, ростом стоимости самих грузовых автомобилей почти в 1,5 раза. Соответственно, малый бизнес оказался фактически под угрозой разорения. И если тариф поднять снова, людям просто некуда будет деваться.
«Самый незащищенный в данной ситуации — малый бизнес,— заявил глава Профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. — Если поднять тариф, люди вынуждены будут жечь свои автомобили».
С перевозчиками по данному вопросу пытался говорить гендиректор компании РТИТС (оператор «Платона») Антон Замков. Он уточнил, что в системе изначально не могло быть 2 млн большегрузов, поскольку их всего — 1,1 млн, а что касается рамок, то как раз в 2017 году их все и поставят. И проблема, как отметил Замков, вовсе не в «Платоне». Просто некоторые люди не планируют соблюдать законодательство.
Поддерживает Замкова и глава общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин: «Автомобильные перевозки у нас так выгодны, потому что никто не платит за инфраструктуру. Тарифами можно выровнять спрос и предложение на дорожной инфраструктуре. Иначе останемся вообще без дорог. Если депутаты найдут другой способ заткнуть дырку в дорожном финансировании, я буду только рад. Но пока единственный способ — переход на тотальную систему покилометровых платежей. «Платон» — лишь слабый ее прообраз».
Заместитель главы Росавтодора Дмитрий Прончатов отметил, что подобная критика рассматривалась и год назад, когда систему только планировали в запуск.
«Мясники, молочники говорили о 30-процентном повышении цен, ну и где это все? К нам поступает масса обращений от перевозчиков, которые считают, что «Платон» — спасение для отрасли. У нас есть расчеты, которые показывают: инфляция от повышения тарифов будет измеряться тысячными долями процента», — приводит слова Прончатова «Ъ».
В Минтрансе не согласились с тем, что система сильно влияет на конечного потребителя. Федеральные трассы в 63% случаев используются для логистики, а затем уже для торговли и производства сельскохозяйственной продукции.
Несмотря на разницу во мнениях, в ОП подготовят отрицательное заключение на проект Минтранса в связи с его необоснованностью и предложат перенести решение на 2017 год, заявила по итогам обсуждения модератор Евгения Уваркина. Против самой системы Уваркина не возражает, аргументируя необходимость «Платона» тем, что любая система регистрации с использованием информационных технологий сегодня полезна, в том числе для сбора точных статистических сведений.
Будет создана рабочая группа для обсуждения реальной ситуации, анализа влияния роста тарифа на цены и потребителей. Общественники настаивают на том, чтобы отмена льготных тарифов была отложена, так как нужно подробно обсудить последствия такого решения.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.