Крупная автоавария в Югре, в результате которой погибло 12 человек, а более 20 — получили серьезные ранения и увечья, всколыхнула общественность. В итоге эксперты на внеочередном совещании Общественной палаты РФ обсудили, какие могут быть внесены изменения в законодательство, чтобы подобные ситуации в будущем не повторялись.
Уже сообщалось, что в связи с инцидентом в ХМАО будет проводиться тотальная проверка состояния всего общественного транспорта.
Напомним, что 4 декабря 2016 года пассажирский автобус, который вез детей из спортивной школы с соревнования по спортивной акробатике из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск, столкнулся с грузовым автомобилем и двумя легковыми машинами. По версии следствия, водитель автобуса не справился с управлением на скользкой дороге. Полицейского сопровождения автобуса не было, а заявки на патрулирование автобуса экипажем ДПС не поступало. Возбуждено несколько уголовных дел, обвинение предъявлено, в частности, водителям автобуса и грузовика, а также директору школы, где учились дети.
Эксперты на совещании пришли к выводу, что решить проблемы, которые вскрыла ситуация, оперативно невозможно. В частности, речь идет о неэффективном контроле за перевозчиками, о предбанкротном состоянии многих из них. Эксперты посчитали, что назрела необходимость срочно менять правила перевозок, а также упростить процесс госзакупки при заказе автобусов.
Первый замначальника ГИБДД России Владимир Швецов полагает, что утверждать что-то конкретное рано, но очевидно, что все виновники аварии нарушили целый ряд законов.
Отмечается, что фирма-перевозчик не имела лицензии на перевозку, но очевидно, что перевозка была явно заказана.
Как сообщает «Ъ», в основном экспертов беспокоили нормы постановления Правительства РФ №1177, где определены правила организованной перевозки детей автобусами.
Проблема первая: бюрократия
Завкафедрой автомобильных перевозок МАДИ Норайр Блудян сообщил, что в законе четко определены все правила организованной перевозки детей, а вот почему компании-перевозчики их нарушают, это уже совсем другой вопрос. «Во многих случаях предрейсовый медицинский и технический осмотр не выполняются. Настало время для того, чтобы мы начали скрупулезно рассматривать причины. Нужно создавать условия, чтобы предприятия могли выполнять все эти требования».
А вот советник руководителя Ростуризма Сергей Менделевич утверждает, что излишняя канцелярщина в правилах только вредит делу: «В комплект документов для перевозки входит, к примеру, схема посадки в автобус. Я спросил в Минтрансе: «Зачем она нужна?» Они мне отвечают: «Ну что вам, трудно вписать одной строкой?» Зато штрафы применяются колоссальные, причем не за реальные нарушения, а за «бумажные» вещи. Водителю не успели передать комплект документов за два дня — штраф. Экскурсовод сел, а его нет в списках — штраф. В Минтрансе работают люди некомпетентные. У экспертов были вопросы к этому документу еще на этапе подготовки, но в итоге ни с одним ведомством, которое занимается детским туризмом — Минкультуры, Минобразования, Ростуризмом,— никто ничего не согласовал».
Таким образом, Менделевич уверен, что постановление правительства №1177 необходимо «срочно переделывать».
Новая инициатива Минпромторга — запрет на перевозку детей в старых автобусах — стала очередным поводом для обсуждения.
С 1 января 2017 года автобусы, которым больше 10 лет, нельзя будет использовать для перевозки детей. Эксперты полагают, что эта новелла серьезно ударит по сфере пассажирских грузоперевозок. В России более 50% автопарка — старая техника. Новые автобусы стоят около 10 млн рублей каждый, а таких денег у компаний преимущественно нет.
Минобрнауки и представители туриндустрии уже попросили правительство отменить норму.
Проблема вторая: коррупция и дыры в законах
Но ситуации такого рода действительно насущные. Кроме того, что российский рынок автоперевозок и без того на грани банкротства, есть еще и проблема коррупции. Председатель комиссии по безопасности ОП Антон Цветков утверждает, что перевозкой детей занимаются нелегалы: «Они живут одним днем, в технику и безопасность не вкладываются, потому что знают, что их лавочка может быть закрыта уже завтра. Кроме того, в перевозках очень высокая коррупционная составляющая. Я весь прошлый год говорил на коллегиях Ространснадзора, что руководитель подмосковного управления — жулик, в итоге его взяли. А ведь жуликов таких весь автобусный рынок знает, надо с ними что-то делать».
Замначальника управления Ространснадзора Валерий Николаев в итоге призвал инициировать серьезную реформу в области перевозок: «Мы неоднократно выступали с инициативой вернуть лицензирование, а перевозку детей выделить в отдельную категорию. По нашим данным, более чем у 18 тысяч школ есть собственные автобусы. Но как они туда попадают, кто их водит, никто не контролирует». Чиновник добавил, что не надо гнаться за дешевизной, а следует выбирать надежных перевозчиков.
Николаев утверждает, что некоторые водители, которые управляют автобусами, даже не имеют соответствующей категории водительских прав.
И тут снова вплывает очередной подводный камень. Образовательные учреждения имеют право перевозить детей автобусами, только пройдя через сложную процедуру госзакупки. А тендеры и способ победы в них давно стали бизнесом. Так считает замгендиректора ГУП «Мосгортранс» Леонид Антонов: «Сейчас нашими заказчиками являются школы, которые вынуждены, вписываясь в закон, заказывать у нас услуги как у единственного поставщика. Надо понимать, что перевозка детей не может быть бизнесом. Это должно быть госуслугой, которая предоставляется компетентными предприятиями. Это должно быть выведено за рамки конкурсных процедур».
Кроме того, процесс оформления документов зачастую занимает больше времени, чем есть по факту до срока перевозки. Начальник отдела департамента физкультуры и спорта Москвы Татьяна Душечкина рассказывает: «Между матчами может проходить две-три недели, мы обязаны на каждую перевозку проводить конкурс, а это минимум месяц. Мы уже третий год пытаемся упростить эти процедуры»..
Начальник отдела безопасности дорожного движения департамента транспорта Москвы Евгений Колганов напомнил, что еще в августе 2015 года премьер Дмитрий Медведев поручил Минтрансу в первом квартале 2016 года разработать «концепцию организации перевозок детей». В том числе было прописано требование создания специальных предприятий, которые оказывали такие услуги. Документ в готовом виде не представлен.
Проблема третья: некомпетентные кадры
Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев напомнил, что есть такая проблема, как некомпетентность водителей. Он полагает, что в автошколах уделяют очень мало внимания подготовке водителей автобусов. Курс обучения стоит примерно 120 000 рублей, а частное лицо не будет столько платить, чтобы потом полгода только отрабатывать инвестиции.
Алексеев сообщает: «Ни одно физлицо не может выложить такую сумму. Мы предлагали Минтруду разработать отдельный профессиональный стандарт водителя автобуса. На его базе можно было бы сделать отдельную программу для автошкол, но нам отказали. К этому вопросу надо вернуться».
Проблема четвертая: кризис в экономике
Представители бизнеса сообщили, что им надо попросту выживать, отсюда и необходимость идти на нарушения. Гендиректор компании «Сплайн-Транс» Денис Линев сообщает, что у представителей перевозчиков появились серьезные конкуренты: «Большинство перевозчиков сейчас находится в предбанкротном или в банкротном состоянии. Одна из причин — серьезное падение пассажиропотока. Часть людей стали пользоваться сервисом «Бла-бла-кар» (услугой поиска попутчиков в целях экономии на поездке. — Прим. ред.). 40% пассажиров непонятно на чем ездят. Из-за финансовой ситуации просто невозможно предоставлять качественные услуги».
По итогам обсуждения Общественная палата планирует обработать все высказывания и представить свои предложения в Госдуму и Правительство РФ.
Помимо этого председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что вице-премьеру Игорю Шувалову поручено проанализировать законодательство, касающееся перевозки детей, чтобы выдвинуть соответствующие предложения к министерствам.
Различные ведомства уже обратили внимание на существование проблем в сфере пассажирских перевозок.
Переработки водителей
В Минздраве намереваются инициировать ужесточение мер по охране труда для профессиональных водителей, о чем журналистам рассказала замглавы ведомства Татьяна Яковлева. Она пояснила, что водителей нельзя допускать к управлению транспортным средством в течение 12—14 часов кряду. Однако конкретных идей, как контролировать режим труда и отдыха, Яковлева не озвучила.
Сопровождение ГИБДД
Член комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Сысоев и ряд его коллег высказали мнение, что даже если один автобус отправляется в рейс, необходимо сопровождение патрульной машины ДПС. В настоящее время по закону машина ГИБДД сопровождает только колонну из трех автобусов. Кроме того, депутаты считают, что независимо от длительности маршрута с детьми должен ехать медработник.
Также парламентарии полагают, пишет «Газета.Ru», что нужно ужесточить требования к стажу водителей автобусов, которые осуществляют перевозку детей. Следует сделать нормой, чтобы водитель имел право перевозить детей лишь в случае, если он управляет автобусом три года из последних пяти, а не один год из последних трех, как это требуется в настоящее время.
Рейсовые автобусы
Уполномоченная по правам детей при президенте РФ Анна Кузнецова предложила ввести запрет на перевозку несовершеннолетних граждан рейсовыми автобусами: «В данном случае важно говорить о том, чтобы запретить вообще перевозку детей рейсовыми автобусами, потому что никаким образом проверить, контролировать и сопровождать данную перевозку невозможно. То есть она подразумевает обычно рейс, который не влечет за собой ответственность».
Изменения законодательства в ХМАО
В Югре будут введены дополнительные требования к перевозчикам при заключении договора аренды. Будет рассматриваться состояние автобуса, который перевозит детей. Срок эксплуатации его не должен превышать 10 лет. Будут повышены требования к опыту водителей, а нарушителям ПДД, даже тем, кто нарушил закон единожды, вообще запретят заниматься перевозками детей.
Эксперты между тем отмечают, что в сообщении о происшествии в Югре нет ни слова о том, были ли дети пристегнуты ремнями безопасности, и был ли автобус в принципе оборудован такими приспособлениями. При этом штраф за непристегнутый ремень составляет 500 рублей, но пассажиров автобусов, как правило, за это не наказывают.
В Кремле не хотят изменений
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что важнее соблюдать действующее законодательство, а не создавать новые нормы: «В сфере перевозки детей действуют жесткие правила и нормативы. Вопросы к соблюдению. В настоящий момент СК выполняет следственные действия для выяснения реальной картины и тех, кто виновен. После этого можно делать выводы. Нужно подождать, когда все будет выполнено. Законодательство и так жестко».
Виноваты не дороги, а…
Между тем Росавтодор не выявил нарушений в работе дорожных служб на трассе Тюмень — Ханты-Мансийск, на которой произошла трагедия. То есть дорожные службы, по информации ведомства, скрупулезно выполнили свою работу, причем буквально за 20 минут до аварии дорожная техника очищала от снега и наледи участок, где случилось столкновение, а значит, вся ответственность за ДТП лежала исключительно на водителе.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.