В Госдуме во втором чтении принят законопроект, который вводит повышенные штрафы за некачественный ремонт дорог, а также технологические нарушения при укладке трасс и несоблюдение требований безопасности при ремонте и обслуживании трасс во время производимых работ.
Если по вине дорожных организаций человек попадет в ДТП и получит увечья, то компания оплатит до 500 000 рублей. Сами дорожники по-прежнему полагают, что такие меры слишком жесткие, тогда как финансирование на строительство и ремонт дорог урезано. Как сообщает «Ъ», законодатели эти аргументы не воспринимают всерьез. Вне зависимости от финансирования требования по безопасности соблюдать надо, а значит, и снижать размер штрафов нет резона.
В интервью с генеральным директором интернет-издания «Строительство.ру» Александром Гусевым и руководителем орловского общественного движения «Без Ям» Евгением Косоговым в рамках программы «Pro et Contra» корреспонденты «Ъ» задали вопросы экспертам, чтобы оценить реальную ситуацию.
Что случится, если штрафные санкции все же будут введены?
Александр Гусев полагает, что, прежде чем вводить штрафы, нужно отладить бюрократические процессы: «Допустим, поручили какой-то компании отремонтировать участок дороги. Она выполнила работу, подписала акт и закрылась. Собственник вправе это сделать. Вопрос — с кого спрашивать и кого штрафовать? Чтобы улучшить качество дорог, надо просто детализировать существующие строительные нормы и правила, их нужно дополнять в соответствии со всеми нововведениями. У нас строит дорогу одна компания, занимается ремонтом совершенно другая, потом ее не найти, а потом нашли, но денег еще не выделили. Нужно просто-напросто эту порочную связь разорвать».
Кроме того, Гусев приводит мнение, что ремонт дорог проводится сегодня по СНиП 2013 года. В определении термина «ремонт дорог» нет понятий «яма», «колейность», а само требование к ремонту утрированно описывает базовый процесс восстановления дорожного покрытия. В СНиП также не сказано о контроле качества работ. Гусев полагает, что нужно максимально детализировать текущие СНиП, которыми руководствуется каждая дорожная организация при ремонте дорог. Например, нужно установить размеры ям и выбоин. Если измеренные параметры выбоины выше указанных, то будет понятно, что дорогу надо ремонтировать. Кроме того, эти же нормы можно будет использовать и для контроля ремонта.
Но то, что новый закон как-то повлияет на ситуацию и изменит ее к лучшему, Гусев не уверен. Он относится скептически к нововведению, и полагает, что пока нет единой системы взаимодействия между исполнителями (от строителей до организаций, контролирующих благоустройство дорог), никакие штрафы не изменят ситуацию, а вот обанкротить большую часть дорожных компаний запросто смогут. При этом и сам пострадавший, который попытается взыскать с виноватой в ДТП организации средства, изрядно попотеет, пока через суд добьется результатов. Денег у дорожной организации на возмещение ущерба может просто не оказаться.
Зато Евгений Косогов видит в инициативе исключительно положительные моменты, хотя тоже согласен с тем, что уровни ответственности между подрядными организациями не определены. Но добавляет, что закон законом, а подрядчики пользуются лазейками и попросту нарушают закон, как могут: «Каждая яма, которая находится на проезжей части, может привести к ДТП со смертельным исходом, либо к тому, что пострадают люди. Поэтому мы полностью поддерживаем инициативу. На сегодняшний день нет четких правил, по которым подрядные организации контролируют качество участков дорог, которые они отремонтировали. Из-за отсутствия регламента некоторые недобросовестные подрядчики очень долго не хотят производить гарантийный ремонт. Проблему на законодательном уровне необходимо решать в самое ближайшее время».
Косогов также отмечает, что на ремонт дорог можно изыскивать средства, даже если организация, которая изначально несла за это ответственность, обанкротилась. На такие случают существуют банковские гарантии. Но такое требование должно стать обязательным, и эту норму следует ввести в закон, полагает эксперт.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.