Владельцы полисов КАСКО озвучили, почему они перестали доверять этому типу страховки. Всего в 2016 году в ЦБ РФ поступило порядка 3,5 тысячи жалоб на действия страховщиков по КАСКО. Следует отметить, что эта величина в сумме составляет 4% от всех видов жалоб.
«Чаще всего граждане жаловались на нарушение сроков и порядка выплаты страхового возмещения. Таких обращений поступило более 1,2 тыс. Также поступали жалобы на отказ в выплате страхового возмещения (400 обращений), качество и сроки ремонта (более 200 обращений), а также по вопросу несогласия с размером страхового возмещения (150 обращений)», — говорится в комментарии регулятора.
Помимо этого, фиксируют многочисленные жалобы и помощники автомобилистов. Так, специалисты юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» сообщают, что в последнее время граждане постоянно сталкиваются с заниженными страховыми выплатами. Сюда относится и некорректная оценка стоимости ущерба, и занижение выплат по ремонту авто. Также много жалоб на действия страховых в случаях, когда автомобиль угнан или не подлежит восстановлению. Страховщики требуют дополнительные документы, нарушают сроки выплат, выдают возмещение с учетом износа, в результате чего ремонт не окупается. Также много случаев полного отказа о выплаты возмещения. В страховых ссылаются на то, что повреждения не соответствуют реальным обстоятельствам. Также были случаи отказа, потому что автомобилем в момент ДТП управляло лицо, не вписанное в полис КАСКО.
РБК привел истории людей, которые лично столкнулись с несправедливым ликом Фемиды. Каждая история сопровождается комментариями юристов о том, что можно делать в аналогичных обстоятельствах.
История первая: Денис Черников, Москва, компания «Росгосстрах»
У Дениса Черникова в феврале 2016 года угнали Nissan Murano 2013 года выпуска. Страховка стоила 114 000 рублей, а страховой случай был прописан в договоре. Сам договор Черников составлял у агента, которому, по его словам, полностью доверял. После угона было написано заявление в полицию, а затем Черников обратился в страховую за выплатой в размере 1,3 млн рублей. При оформлении заявления страховщик забрал у заявителя оригиналы документов и выдал ему копии, а через месяц страхователь узнал, что его договор (полис КАСКО) якобы является поддельным. Агент уверял, что такого быть просто не могло.
Черников начал судиться. Первое заседание из-за перегруженности судов состоялось лишь 7 февраля 2017 года. Представитель пресс-службы страховой компании в ответ на запрос РБК сообщил, что бланк КАСКО был украден и выдан клиенту.
Юристы отмечают, что проблема засилья фальшивых полисов стоит крайне остро. Партнер коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Павел Хлюстов замечает, что страховщик не обязан выплачивать возмещение, если полис поддельный. А если он настоящий, но был украден у страховщика, то страховщик вправе не выплачивать возмещение лишь в случае, если он обращался в полицию с заявлением о краже до момента наступления страхового случая. Если же страховщик себя не обезопасил, то выплату осуществить обязан, даже если в системе страховщика не учтена продажа настоящего (нефальшивого) полиса клиенту.
Эта норма прописана в п. 7.1 ст. 15 закона об ОСАГО и в п. 15 постановления пленума Верховного суда РФ от 29.01.2015 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». По словам Хлюстова, эти нормы суды, как правило, используют и в отношении бланков полисов КАСКО. А если покупать полис у агента, надо проверять его доверенность, и при оплате полиса надо в обязательном порядке сохранить квитанции и все договоры.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин полагает, что обезопасить себя при покупке полиса можно лишь в случае, если заявка оформлена через сайт страховой. «Никакого реестра, где можно было бы проверить актуальность полисов КАСКО, нет, — рассуждает он. — Конечно, можно проверить номер полиса, позвонив в страховую компанию, но делать это надо до того, как вы отдали за него деньги».
История вторая: Екатерина Косарева, Москва, Компания «Согласие»
Екатерина Косарева, гендиректор IT-компании, долгое время была клиентом компании «Согласие». Она пользовалась услугами страховщика, и, по ее словам, проблем с ремонтом и выплатами раньше не возникало.
Но в 2015 году автоледи резко затормозила перед пешеходом, а водитель, ехавший сзади, затормозить не успел, и произошло ДТП.
Косарева сообщает, что страховщик не учел повреждения автомобиля, произошедшие при столкновении: «Я подала в страховую все необходимые документы, съездила на внешний осмотр. В феврале 2016 года добралась до СТО, где должны были провести полный осмотр и оценить повреждения», — рассказывает автовладелица. Помимо внешнего повреждения бампера оказалось, что есть и внутренние изменения. Однако страховщик сообщил, что они не могли быть получены при столкновении, и ужал выплату на 80%.
Екатерина долго общалась с юристами компании, но безрезультатно. Затем оплатила независимую экспертизу. Была составлена исковая жалоба, слушание назначили на 25 ноября 2016 года, но за 5 дней до суда страховщик выплатил ущерб. В суде компанию обязали выплатить в том числе моральный ущерб в связи с тем, что страховая не выплатила деньги в досудебном порядке. Косарева планирует снова обратиться в суд, чтобы возместить расходы на оплату услуг юристов.
Директор по урегулированию убытков и экономической безопасности в автостраховании страховой компании «Согласие» Татьяна Федосеева на запрос РБК ответила, что такие случаи в их практике единичны. А вот адвокат Московской городской коллегии адвокатов Григорий Колесников сообщает, что в аналогичной ситуации нужно сразу проводить независимую экспертизу: «Сначала нужно провести независимую экспертизу, а затем потребовать у страховой компании компенсацию — сначала в досудебном порядке, потом, если реакции нет, уже в суде». Наличие экспертизы является серьезным доказательством. Проводить ее могут все оценщики, чья деятельность отвечает требованиям закона. Возмещение затрат на экспертизу также можно потребовать со страховой через суд.
История третья: Елена Глотова, Ноябрьск, Компания «РЕСО-Гарантия»
Елена Глотова взяла в кредит автомобиль в сентябре 2015 года. На нем в момент ДТП ехал ее знакомый.
«В ДТП был виноват человек со встречной полосы, — рассказывает она. — А за рулем находился мой знакомый, не вписанный в полис КАСКО». Затем на СТО выяснилось, что ущерб составляет примерно 1 млн рублей.
«По правилам, если ремонт обходится в 80% от суммы покрытия или больше, то случай признается тотальным, а страховая выплачивает всю сумму покрытия (в моем случае — 645 тысяч рублей) и забирает себе машину», — говорит Глотова.
Страховщик долго не признавал ущерб тотальным. Сперва страховщики утверждали, что страховой случай рассматривается не в Ноябрьске, где произошло ДТП, а в столице, дело передавали из отдела в отдел. Затем ущерб признали тотальным, но сообщили, что случай страховым не является, поскольку автомобилем управляло лицо, не вписанное в полис, тем более что после аварии его лишили прав. Однако Глотова утверждает, что это случилось из-за путаницы в документах.
В 19 часов, в момент аварии, было оформлено определение об отказе в возбуждении страхового дела, а не протокол. А медосвидетельствование сразу после аварии проведено не было. Протокол был оформлен в 23 часа и по требованию виновника аварии, и это подтверждается в оформленном в 19 часов определении об отказе в возбуждении административного дела. Причем в документе сказано, что сотрудник ГИБДД не признал участников пьяными, но страховая с этим не согласилась, заподозрив, что факт опьянения мог иметь место, а значит в 19 часов при составлении документов, водитель совершил ДТП, будучи нетрезвым. А пьяному водителю страховая имеет право отказать.
В январе 2016 года Глотова начала судиться, требуя от страховщика сумму возмещения, неустойку, штрафы за отсутствие выплаты после обращения с досудебной претензией и моральный ущерб.
В феврале 2016 года «РЕСО-Гарантия» все-таки выплатила требуемую сумму, а на втором заседании суда было решено, что компания должна истице 358 тысяч рублей, и страховщики стали пытаться вернуть переплату.
Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов сообщил, что компания будет продолжать судиться и требовать возмещения расходов, так как полагает, что Иванов (сидевший за рулем авто) был нетрезв, и обратное не доказано.
Пока страховщик затягивал выплату, Глотова платила автокредит. Проценты по кредиту за время судебного разбирательства можно возместить через суд, сообщила Инна Жаврид из «ГлавСтрахКонтроля»: «Заемщик может потребовать от страховой возместить проценты по кредиту, которые он выплачивал банку, пока шло разбирательство. Не само тело кредита, а только проценты, и только в том случае, если это был целевой автокредит».
Жаврид утверждает, что страховщик должен был выплатить возмещение в течение 15—20 рабочих дней, а не отказывать в выплате под предлогом подозрения, что виновник ДТП был пьян. По словам эксперта, автомобилисту следует взять в страховой акт приема-передачи документов о ДТП, чтобы можно было отслеживать время подачи документов на возмещение. Если его нет, можно составлять досудебную претензию. Если нет отклика, то надо обращаться в суд.
В суде клиент имеет право требовать с компании страховую выплату, неустойку за просроченный срок выплат, компенсацию морального вреда, а также штраф в размере 50% от присужденной судом суммы, все остальные расходы, связанные со страховым событием: затраты на эвакуатор, стоянку и независимую экспертизу.
Что делать автомобилистам в схожих ситуациях: общие рекомендации
Эксперты рекомендуют внимательно изучать страховой договор до подписания. «Страховая компания находится в более выгодном положении и может предлагать неудобные условия или навязывать ненужные услуги. Если что-то непонятно, то лучше перед подписанием проконсультироваться у юриста — это поможет выявить скрытые положения и избежать трудностей в дальнейшем. И нужно смотреть, какие условия предлагают конкуренты — возможно, найдутся лучшие варианты», — рассказывает Колесников из Московской городской коллегии адвокатов. Нужно изучить отзывы о страховщике, почитать типичные ситуации, которые произошли с людьми, не получившими выплату.
Руководитель службы контроля качества сервиса компании «АльфаСтрахование» Денис Квятковский напоминает: «Читайте правила страхования до покупки полиса, сидя за столом в офисе продаж, или изучите на сайте, активно задавайте вопросы — что входит и что не входит в страховое покрытие».
Управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев утверждает, что частных ситуаций может быть сколько угодно: «В некоторых ситуациях страховая не будет требовать справку от ГИБДД — например, если автовладелец не попал в ДТП, а просто обнаружил на двери царапину. Но такая возможность должна быть обязательно прописана в договоре». Но расширенные опции договора обычно прописаны в спецпрограммах, а если заключен эконом-вариант договора, может понадобиться справка.
Обойтись без вызова ГИБДД можно в том случае, если оформляется европротокол, дополняет Инна Жаврид. При этом на место ДТП (если оформлена страховка с дополнительными опциями) может выехать аварийный комиссар, который подскажет, как верно заполнить документы. Также автовладелец может позвонить в страховую и получить консультацию по телефону. При этом надо обязательно поинтересоваться именем ответившего сотрудника и по возможности зафиксировать полученную информацию.
Страховщики могут требовать разные документы, но чаще всего им нужны заявление со схемой ДТП, документы на машину, права, фотографии повреждений, а также в некоторых случаях копии полиса КАСКО и чека о его оплате.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.