В России в отдельных регионах уже более пяти лет практикуется передача частных автомобилей для нужд скорой помощи. В 2016 году Минздрав заявил, что подобная форма аутсорсинга может быть введена по всей стране. К чему привела инновация, прижилась ли она на практике?
Поручение проработать вопрос о передаче услуг скорой помощи в частные компании подписал в марте 2016 года президент РФ Владимир Путин. Минэкономразвития и Минздрав должны были проанализировать имеющиеся бизнес-модели и рассмотреть вопрос о внесении соответствующих правок в законодательство.
В июне 2016 года на сайте Минздрава появилось сообщение, что ведомство против внедряемой идеи передать управление сферой в руки частников полностью, но вот вариант передачи частных авто для нужд скорой за определенную плату рассмотрели положительно. Предприятия заключают договоры со станциями скорой помощи и предоставляют автомобили с минимальным набором оборудования и с водителями для нужд учреждения. Но такое перераспределение обязанностей и привлечение услуг частников не означает, что скорая помощь станет платной для населения.
«Такой опыт есть в целом ряде регионов. Он анализируется и обсуждается с экспертами. В случае если он будет признан эффективным, соответствующая модель может быть предложена регионам для внедрения. Однако ни о каком директивном разгосударствлении не может быть и речи», — отмечалось в сообщении ведомства.
Что изменилось и как на практике работает идея
Пермский предприниматель Евгений Фридман, директор компании «Новоскор», которая одна из первых внедрила новую идею, пояснил, что аутсорсинг в этой сфере действительно выгоден.
«До того как мы начали оказывать услуги в Перми, там работало муниципальное предприятие. Оно оказывало и медицинские, и транспортные услуги по тарифу 275 рублей в час. При этом, конечно, периодически нужно было закупать новые автомобили, выкладывая большую сумму денег. То есть раз в пять лет примерно необходимы были крупные выплаты из бюджета. Когда пришли мы, то за те же 275 рублей начали возить медиков на новеньких Fiat. Таким образом, тариф в 275 рублей за час остался неизменным, а вот необходимость покупки новых автомобилей отпала», — рассказал Фридман «Газете.Ru».
Фридман полагает, что схема эффективна, но принуждать частников к работе с госпредприятиями никто не станет. Но если где-то такая система уже внедрена, то она и останется.
В профильных министерствах в регионах разделяют оптимистичный взгляд на ситуацию. Так, в Минздраве Чувашии сообщили, что аутсорсинг помогает снять излишнюю нагрузку с врачей, и они могут заниматься непосредственно своими обязанностями.
«Проект доказал свою эффективность. Прежде всего, жители республики получили совершенно новое качество оказания услуг. Созданы комфортные и безопасные условия для перевозки пациентов и работы врачей. Машины оснащены всем необходимым медицинским оборудованием и системой ГЛОНАСС.
Но главный показатель работы скорой — это оперативность: в среднем врачи стали прибывать к пациенту на 2,1 минуты быстрее, чем в 2013 году. Среднее время прибытия по вызову составляет сегодня 12 минут, а среднее время прибытия на место ДТП — около 10,1 минуты», — сообщили в ведомстве Чувашии.
Сегодня схема действует в 15 муниципалитетах республики. Количество сходов автомобилей скорой помощи с линии из-за поломок сократилось на 40%, а количество часов простоя, связанного с ремонтом машин, — на 45%.
«Министерством здравоохранения Чувашской Республики планируется дальнейшая централизация службы скорой медицинской помощи с обеспечением санитарным автотранспортом на условиях аутсорсинга. При продолжении реализации проекта считаем целесообразным заключение долгосрочных контрактов сроком не менее пяти лет, что соответствует нормативному сроку эксплуатации автомобиля скорой медицинской помощи, где будет предусмотрена возможность перехода автомобилей в государственную собственность по остаточной стоимости по истечении срока контракта», — поясняет временно исполняющая обязанности министра здравоохранения Светлана Ананьева.
В Минздраве Перми сообщили, что у главврачей больше нет проблемы, где взять автомобили. Но в других муниципалитетах Персмкого края нет аутсорсинга.
«Изначально эта система была очень эффективна. По крайней мере, у главврачей исчезла головная боль, связанная с обеспечением «скорых» транспортом. Потом, правда, разговоры об этом почему-то сошли на нет», — сказал источник, отметив, однако, что теперь региону будет очень сложно перейти на стандартную схему оказания скорой медицинской помощи, поскольку будут необходимы колоссальные затраты на покупку новых автомобилей. В регионе работает несколько операторов, но ситуация непростая, в прошлом году, например, был серьезный конфликт между московским и нашим местным оператором за право оказывать услуги в Перми», — пояснил источник в региональном ведомстве.
В Кировской области от аутсорсинга принципиально отказались, а почему, не пояснили.
Но при этом переход на аутсорсинг привел к определенным неудобствам. Так, Тамара Богданова, председатель отделения профсоюза медицинских работников «Действие» в Уфе, заявляет, что фирмы, оказывающие услуги аутосорсинга, не платят зарплаты водителям, заставляя оформлять на себя ИП. Нет ни премий, ни больничных.
«Представляете, что будет, если водители уйдут на забастовку? На чем будут ездить врачи? Можно, конечно, на автобусе, но такая помощь будет уже совсем не скорой», — говорит Богданова. К тому же, частники не всегда соблюдают ПДД, а их водители работают в нарушение трудовых нормативов.
При этом, например, Евгений Фридман утверждает, что все водители «Новоскора» проходят отбор и специальное обучение.
«Мы предъявляем строгие требования к водителям: берем работников только с определенным стажем вождения, проводим обучение, в том числе и навыкам оказания первой помощи, потом устраиваем экзамены и только после этого выпускаем их на линию», — рассказал он «Газете.Ru».
Отмечается, что недавно Счетная палата выяснила, что более пяти миллиардов рублей, выделенных на обновление парка машин скорой помощи, были израсходованы с нарушениями. Деньги получили далеко не самые нуждающиеся регионы: Московская и Саратовская области, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Республика Башкортостан. В то же время в небогатых субъектах Федерации — Калмыкии, Забайкальском крае, Курганской области, Республике Северная Осетия – Алания, Удмуртии, а также в Амурской и Брянской областях — новых автомобилей скорой помощи почти не прибавилось.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.