Верховный Суд отменил решение одного из мировых судов в Свердловской области. Речь шла о ситуации, когда водителя-мигранта лишили водительского удостоверения, а он никогда его не получал. В итоге наказать водителя оказалось невозможно: в прокуратуре не знают, что делать с уголовным преследованием (на водителя заведено уголовное дело), а адвокат водителя хочет привлечь к ответственности всех представителей силовых структур, которые замешаны в деле.
Суть ситуации
Судьи дважды выносили постановление о лишении прав нетрезвого мигранта, управляющего автомобилем. На основании составленных протоколов об административном нарушении, куда были вписаны данные паспорта в связи с отсутствием удостоверения, суды назначали наказание.
Когда водителя привлекли в третий раз, автоюрист Кирилл Форманчук выяснил, что гражданин Таджикистана Фазлиддин Назаров приехал в Свердловскую область в возрасте 14 лет и, работая разнорабочим в Екатеринбурге, действительно никогда не получал водительских прав.
Как пишет «Газета.Ru», иностранные водители не могут получить в России водительские права, но могут ездить по удостоверению, полученному в своей стране: «В России иностранному гражданину запрещено получать водительские права, можно только валидировать иностранное свидетельство, но у него и такого не было. Несмотря на это, на машине он ездил. Без прав, конечно».
Итак, Назаров управлял автомобилем без прав. 15 июня 2013 года в городе Верхняя Пышма его остановили сотрудники ДПС. Прав у него не было, поэтому был оформлен протокол за пьяную езду, но мигранту позволили сесть за руль, несмотря на то что тестер показал 0,084 мг на литр сухого воздуха. На тот момент это автоматически приравнивалось к состоянию опьянения и езде в пьяном виде.
Прописки и регистрации у Назарова тоже не было, и уведомить о судебном заседании его не смогли. Однако суд вынес решение лишить водителя прав на 1,5 года. Назаров про это ничего не знал и продолжал управлять автомобилем.
«Через год его опять поймали. Снова та же история: мол, согласись на все, всем так проще — мы протокол составим и тебя отпустим. Он опять согласился. Теперь его лишили уже за повторное нарушение на три года. Судья при вынесении решения, похоже, основывался на первом постановлении. Итого у него уже стало четыре с половиной года лишения», — объяснил Форманчук.
Через год Назарова снова остановили, и снова за то же нарушение. На нем уже была уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (ст. 264.1 УК РФ). Санкция статьи предусматривает до двух лет лишения свободы.
«Дело расследовалось в течение года. За это время дознаватель не выяснил и даже не попытался выяснить, было ли у этого иностранца когда-нибудь водительское удостоверение. В деле нет ни одного документа, свидетельствующего о том, что у него были права, — ни запроса в ГАИ, ни запроса в Таджикистан», — рассказал адвокат водителя.
Адвокат полагает, что рассматривать дело должны были в особом порядке, так как Форманчук вину признал полностью. Тогда государство гарантирует, что размер наказания не будет превышать 2/3 от указанного в норме.
И, поскольку прав у водителя не было совсем, адвокат решил уцепиться за это обстоятельство и доказать, что его подопечный не должен пострадать.
«На суде представители обвинения были очень довольные: думали, что сейчас быстро дело разрешится и все. Но я задал вопрос: где же подтверждение, что у него права были? Тогда мы сделали запрос в ГИБДД, там ответили, что такому-то гражданину никогда права не выдавались. Сделали запрос в Таджикистан, там тоже, естественно, ответили, что не выдавали ему права. В итоге я попытался обжаловать постановления о лишении водителя прав в областном суде, но судья со мной не согласился и оставил решение в силе, — поясняет юрист. — После этого я обратился в Верховный Суд».
В суде разбираться, были ли у водителя права изначально, не стали. При этом в ВС РФ обратили внимание на то, что количество алкоголя в организме водителя было почти вдвое меньше, чем допускается законом с учетом максимальной погрешности алкотестера.
Поскольку закон в отношении нормы о показателях алкотестера имеет обратную силу, то нормы закона распространяются на инцидент, который произошел до 1 сентября 2013 года, до введения закона. Формально Назаров считается трезвым, и наказание подлежит отмене.
«С учетом изложенного и примечания, которым статья 12.8 КоАП РФ дополнена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ, вступившим в силу 01 сентября 2013 года, в действиях Назарова Ф.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», — говорится в постановлении Верховного Суда.
Теперь адвокат надеется, что его подзащитный может обжаловать также решение о наказании за повторную езду в якобы пьяном виде в областном суде.
Форманчук полагает, что в этой истории представители различных ведомств халатно отнеслись к своим обязанностям. «После этого все причастные к делу получат по голове: и прокурор, который подписывал обвинительное заключение, и дознаватель, который не выяснил, выдавали ли обвиняемому права, и судьи, которые выносили решения, и гаишники, которые его поймали, — объясняет юрист. — Выявлена полная некомпетентность. Как так можно? Эти люди действуют от имени Российской Федерации, их же не просто по объявлениям понабрали. У меня большие планы на это дело на самом деле, хочу привлечь их к ответственности».
Юрист отметил, что таких случаев в судах множество, но их никто не изучает, а рассмотрение каждой ситуации занимает несколько лет: «Да всем плевать, он же не Навальный. Был бы Навальным, быстро бы все решили», — подытоживает адвокат.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.