Автовладельцы активно подают жалобы на действия страховщиков — продавцов электронных полисов ОСАГО. В результате ЦБ РФ взялся за массовую проверку деятельности конкретных нарушителей. По результатам проводимой проверки будет принято решение: аннулировать лицензию или оштрафовать страховую компанию. Тщательность проверки будет зависеть от того, сколько поступило на страховую компанию жалоб.
В настоящее время проверяется топ-20 компаний в сфере продаж е-ОСАГО, пишет РБК. Напомним, что полный список страховщиков, продающих электронные полисы, вы можете просмотреть на сайте РСА.
Проверки по типу контрольных закупок начались с 3 апреля 2017 года. Ранее автостраховщиков не подвергали такому пристальному вниманию ЦБ РФ.
«Поскольку электронные продажи ОСАГО набирают ход (продано более 746 тыс. е-полисов за первый квартал 2017 года), Банк России целенаправленно проверит страховщиков по вопросам, связанным с осуществлением электронных продаж», — сообщил представитель пресс-службы ЦБ.
Основное внимание уделяется работе сайтов страховщиков, вероятной переадресации на сайты других компаний. В основном жалобы страхователей были именно на это.
Источник, знакомый с информацией, сообщил, что проверки были ожидаемыми, просто никто не знал сроков их начала и времени проведения.
Напомним, что все страховщики обязаны заключать договоры ОСАГО в электронном виде с 1 января 2017 года. А ЦБ РФ планирует создавать сайты-агрегаторы, чтобы страхователям было легче покупать полисы.
Представитель РСА подтвердил, что жалобы пользователей связаны в том числе с невозможностью приобрести е-полисы в токсичных регионах. Всего в РСА с начала 2017 года поступило 582 обращения по поводу е-ОСАГО (22% от всех жалоб). Люди не могут купить полис в связи с переадресацией на сторонние сайты других страховщиков, ошибками и сбоями в работе сайтов.
Из 20 крупнейших компаний, пишет РБК, только три оповестили о проводимых проверках: «РЕСО-Гарантия», СК «МАКС», «Согласие».
Пожелавшие оказаться неназванными, топ-менеджеры страховщиков уточнили, что в основном проверяются функциональность сайта страховщика, доступность пользователям сервиса по продаже полиса е-ОСАГО, работа серверов, готовность программного обеспечения.
Проверки ведутся в IT-отделе, пояснил заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. Продажи полисов в реальном времени проводят сотрудники ЦБ РФ вместе с сотрудниками страховых компаний, утверждает директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.
Сами страховщики обеспокоены растущим количеством фальшивых сайтов, через которые мошенники «реализуют» ОСАГО.
«Тревожит стремительное развитие нового вида мошенничества: фальшивые сайты страховщиков; мошенники-посредники, которые продают фальсифицированные с помощью программ-редакторов электронные полисы е-ОСАГО; фальсификация клиентами и посредниками данных о месте жительства страхователей и других, которые влияют на стоимость полисов», — говорит Иванов.
Что касается штрафов, если зафиксирован случай незаключения договора на сайте, равно как и незаключения договора на сайте страховщика, к которому был перенаправлен клиент, то за это будет штраф 20 000 рублей за каждый такой случай, но в общей сложности сумма штрафа не превысит 200 000 рублей за календарный месяц.
Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин отмечает, что жесткий контроль оправдан, поскольку сам принцип электронных продаж повышает риск мошенничества. «Формально у страховщиков нет возможности проводить селекцию клиентов, но эта возможность ими всегда применялась», — признает он. Он также полагает, что ЦБ РФ может пойти на крайние меры, вплоть до национализации сектора ОСАГО, о чем уже шла речь.
В Банке России уже сообщали, куда следует обращаться, если возникли проблемы с оформлением электронных договоров.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.