Сегодня устройства видеофиксации могут многое: не просто заметить превышение скорости, но и сфотографировать, если машина, например, пересекла стоп-линию, или водитель не захотел на зебре пропустить пешеходов.
Но искусственный разум иногда все-таки подводит. Автовладельцы некоторых регионов страны стали получать штрафы за несуществующие нарушения, которые зафиксировали комплексы «Стрелка-СТ». Так, водителей из Москвы и Московской области, а также из Краснодарского края и Татарстана уличили в пересечении направляющих островков.
Такую разметку наносят там, где транспортные потоки либо сливаются, либо, наоборот, расходятся. Например, когда основная масса машин едет прямо, а крайняя полоса отведена для поворота. Подробная информация о направляющих островках есть в пунктах 1.16.1, 1.16.2 и 1.16.3 приложения 2 к ПДД.
При этом чтобы разметка была заметнее, по диагонали рисуют широкие белые линии. И вот пересечение именно этих полос камеры посчитали нарушением ПДД, а автолюбители получили штрафы в размере 500 рублей согласно части 1 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях.
Загвоздка в том, что нигде в Правилах не говорится, что пересекать такую разметку запрещено. Если про одну и две сплошные линии объяснено все четко, то об островках — ни слова. Насколько правомерны в этом случае штрафы? Тут мнения экспертов разделились.
В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения согласны: запрета на движение по такой разметке нет. Исключение — островки, относящиеся к перекресткам. К примеру, остановку на них можно посчитать за стоянку на пересечении проезжих частей дорог.
По мнению юриста Сергея Смирнова, раз об островках и движению по ним в Правилах ничего не сказано, то и наказания за это быть не может. Противоположного взгляда придерживается правозащитник автомобилистов Петр Шкуматов. Он уверен: ездить и стоять на такой разметке нельзя. А из-за того, что нигде в нормах это не нашло отражение, водителей штрафуют, притянув то один, то другой пункт Правил, пишет «Российская газета».
Чтобы техника не ошибалась, в ГИБДД подготовили требования к новому «Электронному сервису ЦАФАП (Центра автоматической фиксации административных правонарушений ПДД)». По задумке, единое программное обеспечение, внедренное на федеральном уровне, уменьшит количество неправильно выданных штрафов.
Кстати, иногда в ошибках виновата не только техника, но и люди. Эксперты уже не раз обращали внимание: нагрузка на тех, кто сегодня работает с отснятым фото- и видеоматериалом, очень серьезная, из-за чего человек может просто упустить из вида важные нюансы, выписывая штраф.
Напомним, в 2016 году на основе работы камер вынесли свыше 61 миллиона постановлений. Это на 22% больше, чем в 2015-м: тогда дел об административном правонарушении было 50 миллионов. Всего комплексами автоматической фиксации нарушений охвачено 8,9 тысячи стационарных и 4,1 тысячи переменных зон контроля.
Владимир Ванцов
Комментарии закрыты.