Замерять скорость, с которой едут автомобили, инспектора ГИБДД теперь могут вручную: портативные радары возвращаются на службу.
Приборы запретили использовать после того, как вышел соответствующий приказ министра внутренних дел Владимира Колокольцева. Проблема была в том, что на большинстве устройств данные можно было легко удалить. Это, в свою очередь, ухудшало ситуацию со взятками среди сотрудников Госавтоинспекции.
Удалить нельзя, оставить
Что же изменилось с тех пор? Сами радары стали значительно лучше. Разработчики модернизировали приборы таким образом, что стереть запись инспектор ДПС теперь не может, а при попытке достать карту памяти устройство просто блокируется. Новое программное обеспечение установлено уже на 1,5 тысячи мобильных комплексов. В основном это радиолокационные «Бинары» и «Визиры».
Функции администратора (именно он имеет полный доступ к данным и может вносить какие-либо изменения) возложили на глав подразделений. В некоторых случаях они даже опечатывают устройства, чтобы подчиненные не смогли использовать их в личных целях. Кроме того, администратор следит, чтобы число зафиксированных нарушений совпадало с количеством составленных протоколов.
Сейчас ручные радары вернулись уже почти в половину регионов России, пишет «Ъ». Правда, конкретные субъекты в ГИБДД не назвали. Известно, что в Москве и Московской области нарушения снимают только автоматические камеры.
Остались на складе
1,5 тысячи радаров на всю страну — капля в море. Как оказалось, еще 3,5 тысячи приборов пылятся на складах, потому что их пока так и не прошили. Ну а некоторые устройства сильно устарели, и использовать их сейчас нет смысла. Например, радар «Искра», появившийся в 1997 году, не записывает видео. Все это заставляет полицию закупить в 2017-м еще 700 новых мобильных комплексов.
Что касается нового софта, то разработчики разослали программное обеспечение в 88 подразделений Госавтоинспекции, а сотрудники ведомства самостоятельно его установили.
Стоит сказать, что у ручных радаров есть определенные преимущества перед автоматическими камерами. Если водитель превысил скорость или выехал на встречную полосу, оформить протокол можно сразу на месте и тут же вручить его автомобилисту, а материалы направить в суд.
Панацея от взяток?
Допустим, инспектор не может удалить данные с радара. Но где гарантии, что своим служебным положением не воспользуется руководитель подразделения? По словам Ильи Барского, генерального директора компании «Симикон», производящей «Бинары», к ним уже поступали аналогичные вопросы: «В одном регионе нас спросили, как контролировать действия администратора. По такой логике можно поставить надсмотрщика над администратором, а над ними — еще одного контролирующего. Существует достаточное количество отработанных приемов, обеспечивающих нераспространение закрытой информации, да и доверять эту работу можно только людям с безупречной репутацией».
А вот Григорий Шухман, эксперт по системам фото- и видеофиксации, уверен: недобросовестные инспектора смогут и дальше наживаться на водителях, для чего в арсенале полицейских есть свои уловки. Например, мобильные приборы устанавливают под неправильным углом, а автомобилиста штрафуют за то, чего он не совершал. Или устройство размещают в зоне, где можно ездить со скоростью 90 км/ч, но радар программируют на 60 км/ч.
Напомним, с 1 июня 2017 года по всей России начнут действовать единые стандарты установки комплексов фотовидеофиксации. Есть в новых правилах и пункт о том, что правонарушения на дорогах нужно фиксировать парными снимками, что позволит не допускать ошибок.
Владимир Ванцов
Комментарии закрыты.