В Верховный Суд РФ с иском об исключении из ПДД знаков «стоянка запрещена» и «остановка запрещена» обратился Александр Ермоленко, партнер юридической компании «ФБК Право». Он полагает, что власти устанавливают знаки по своему усмотрению, а это априори нарушает права автовладельцев, а сам процесс установки знаков не регламентирован нормативными актами.
Как сообщает «Ъ», в пресс-службе ВС РФ подтвердили наличие иска об исключении знаков 3.27 (остановка запрещена) и 3.28 (стоянка запрещена).
В ПДД в настоящее время указан исчерпывающий перечень мест, где запрещается стоянка (более пяти минут) и остановка (до 5 минут) автомобилей. Список точек, где нельзя ставить автомобиль, довольно обширен: от тротуаров до тоннелей и трамвайных путей, а также на эстакаде, тротуарах, железнодорожных переездах. Установлен запрет на стоянку вне населенных пунктов на проезжей части и ближе 50 метров к железнодорожным переездам. Там, где стоят знаки, оставлять машину тоже нельзя. Места установки дорожных знаков определяют местные органы власти, в столице это ГКУ «Центр организации дорожного движения».
О чем иск?
Ермоленко в своим иске отмечает, что единых правил и принципов установки знаков 3.27 и 3.28 не существует. Есть ГОСТ 52289 2004 года, но в нем прописаны технические условия, а с 1 января 2016 года стандарт вообще не используется. Эта «правовая неопределенность», полагает Ермоленко, приводит к тому, что власти беззастенчиво пользуются своими привилегиями при установке знаков, а это создает «предпосылки для необоснованного массового привлечения к административной ответственности лиц».
Юрист полагает, что ПДД в текущей редакции противоречат закону «О безопасности дорожного движения», а в нем как раз сказано о «принципе соблюдения интересов граждан, общества и государства». Штраф же за нарушение запрета в Москве и Северной столице довольно высок — 3 000 рублей. Если же есть табличка «Работает эвакуатор», то придется оплачивать услугу эвакуации и стоянку.
Массовая установка знаков довольно сильно раздражает москвичей. В Общественной палате РФ обсуждали проблему, и оказалось, что жители Подмосковья регулярно сталкиваются с массовыми необъяснимыми запретами парковки машин. Только в 2016 году МАДИ зафиксировала 818 000 нарушений правил парковки, включая парковку на газонах.
Юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Екатерина Соловьева считает, что иск вполне правомерен. И это сигнал о том, что общество начало возмущаться текущим положением вещей. Но ВС РФ должен не запрещать знаки, а дать разъяснения полномочным органам по регулированию их установки.
Глава проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский уверен, что высшая судебная инстанция отклонит иск. Однако соглашается с подателем иска: «Но в определенном смысле заявитель прав,— говорит он.— В ПДД и многочисленных ГОСТах сказано, когда и как наносить разметку и ставить знаки, но нигде не сказано, для чего. Получается, каждый орган власти определяет это на свое усмотрение».
Как сообщает ЦОДД, сегодня в столице установлено примерно 280 000 дорожных знаков, из которых 20 000 запрещают стоянку и остановку. На выбор места установки влияет множество факторов, среди которых повышенная аварийность, близкое расположение социально-значимых объектов, наличие выделенной полосы.
Решение по установке принимается межведомственной комиссией в департаменте транспорта, в которую входят представители УГИБДД, Мосгортранса, префектур и других органов. Запрет на установку знаков нецелесообразен, полагают в ЦОДД: «Неправильно припаркованные автомобили снижают пропускную способность, так как могут отнимать до 50% всей проезжей части. Кроме того, нарушения правил стоянки вблизи пешеходных переходов могут повлечь рост числа ДТП. В 2016 году количество аварий с наездами на пешеходов в центре города сократилось на 50%, а общее количество ДТП снизилось на 30%. И все это произошло благодаря, в том числе, запрещающим знакам».
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.