Не новая, но неизменно возбуждающая любопытство автомобилистов тема: куда уходят деньги, выделенные государством на ремонт и строительство дорог. Ответ вроде бы лежит на поверхности, и все-таки…
Краткий обзор ситуации
Эксперты «Ъ» решили выяснить, как обстоят дела с дорожным строительством в регионах. Федеральные трассы строятся оперативно, об этом постоянно отчитывается Росавтодор. А что в регионах?
Напомним, Счетная палата не так давно вынесла вердикт, что во многих регионах средства, выделяемые на строительство дорог, расходуются с различными нарушениями, причем множественными.
Как поясняли власти субъектов федерации, во многих случаях дороги строились, автомобили начинали по ним ездить, но разрешения на ввод трассы в эксплуатацию не было, а значит, формально дороги как бы не существовало. Как сообщали представители дорожных организаций, выполнению плана мешала плохая погода и ограниченные бюджеты.
Вершки и корешки
24 мая 2017 года Счетная палата (СП) опубликовала результаты проверки деятельности Росавтодора в 2016-м году. Напомним, что Росавтодор ежегодно выделяет определенные транши на строительство дорог, которые потом расходуются (или не расходуются, или расходуются не так) регионами. Нарушений было выявлено огромное количество: все сведения были направлены в Генпрокуратуру и ФСБ. Одних только штрафов было выписано на 400 млн рублей, а неизрасходованные средства поступили обратно в федеральный бюджет.
Что говорят на местах
Дагестан
Агентством по дорожному хозяйству Республики Дагестан была построена автодорога протяженностью 4,97 км. Причем построили ее с опережением в 5 месяцев. Но разрешение на эксплуатацию в Дербентской администрации выдали лишь в апреле года 2017 года с нарушением сроков, установленных Градкодексом РФ.
Челябинская область
В Челябинской области представители Счетной палаты не нашли ни одного километра построенных дорог. А деньги между тем выделялись на 15,3 км дорог. В местном Миндортрансе сказали, что это «недоразумение», а дорог было построено в 2016-м аж 15,93 км. И документы были направлены в Росавтодор, правда, в декабре 2016-го — январе 2017-го года, то есть в самый последний момент.
Рязанская область
Ох уж эти проверки из Счетной палаты! И тут нашли 11,4 км дорог, не введенных в эксплуатацию. Ну и что, что разрешения оформлены лишь в январе 2017-го: дороги-то построены, всему виной бюрократическая волокита.
Глава областного Минтранса Андрей Савичев так и заявил: ввод дорог обеспечен, а документального подтверждения на конец отчетного периода — не было.
Краснодарский край
И здесь представители СП отметили, что из плановых 652 км в эксплуатацию было введено лишь 377 км дорог. В региональном Минтрансе сообщили, что в 2016 году между администрацией Краснодарского края и Росавтодором было заключено соглашение о вводе 652 км дорог после ремонта. Но поскольку программу доработали из-за краевого долга дорожным организациям, плановые показатели упали до 345 км. Остается вопрос, почему о новых планах стало публично известно только после аудиторской проверки?
Тыва
Здесь честно признались: из плановых 6,2 км дорог не построена ни одна. Но никто не виноват: выпал снег, и строить было физически невозможно. Как такое можно было предусмотреть? В итоге строительство перенесли на 2017-й год. О пролонгации договорных обязательств с Росавтодором было сообщено проверяющим.
Как избежать беспорядков
В Счетной палате сообщили, что окончание строительства или реконструкции в полном объеме завершается составлением официального разрешения на ввод в эксплуатацию (ст. 55 Градкодекса РФ). В противном случае дорога формально не является построенной.
Однако процесс оформления документов очень длителен.
«Достижение показателей связано с длительными сроками выкупа земельных участков в связи с необоснованно завышенными собственниками размерами возмещений за изымаемые земельные участки, а также наличием обременений (ограничений, арестов и т. д.) на них. Эти вопросы решаются в судебном порядке»,— рассказали в Минтранспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Глава общественного совета Минтранса Михаил Блинкин говорит, что не только бюрократическая волокита и недостаток финансирования мешают оперативному строительству дорог. Мешают еще и бесконечные тендеры, которые проводятся даже для того, чтобы произвести мелкосрочный ремонт. Все это отнимает огромное количество времени. А там подступают холода, и строить невозможно.
«В Канаде, например, муниципалитетам дано право выбирать подрядчиков без конкурсов, когда речь идет о мелких работах, в итоге там все успевают. На крупные стройки, развязки, эстакады, конечно, проводятся торги», — говорит Блинкин.
Оправдания можно найти всему: и затягиванию сроков, и тому, что дороги приходится снова ремонтировать спустя год после постройки. Но есть ведь в России дороги, которые держатся десятки лет и не нуждаются в ремонте. Если бы все дороги строились по нормативам и без нарушений, причем не только тех, о которых корректно сообщает Счетная палата, то, возможно, их действительно не надо было бы ремонтировать часто. А пока все одно к одному. Строим, строим, а рейтинг России по качеству автодорог все так же на уровне Африки.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.