Эксперты: независимые АЗС копируют чужие бренды, чтобы выжить на рынке, и продают плохой бензин

Некачественный бензин, который продается на АЗС, — последствия общей кризисной ситуации. Страдают в итоге и компании, чьими брендами беззастенчиво пользуются отдельные поставщики, и потребители, которые вынуждены доверять знакомым вывескам и приобретать топливо весьма сомнительного качества.

Суть истории

В последнее время ситуаций, когда на заправке под видом бензина известной марки продается топливо намного худшего качества, стало очень много. И проблема эта сегодня фиксируется в государственном масштабе. И если сам владелец крупной сети с громким именем  торгует качественным бензином, то на отдельных АЗС, что прикрываются чужими достижениями, продают некачественный товар, а водители списывают все на  то, что известные бренды продают подделку.

Так, для НК «Роснефть» одним из приоритетных вопросов является контроль качества топлива, но во многих регионах (Волгоградской, Орловской и Челябинской областях) компания сталкивается с «неправомерными действиями в отношении интеллектуальных прав на товарные знаки «Роснефти», пишет «Газета.Ru». Дело доходит до судебных разбирательств.

С аналогичной ситуацией сталкивается компания «ЛУКойл». Только в течение 2016 года было выявлено примерно 140 случаев частичного или полного копирования фирменного стиля и товарных знаков компании.  Мошенники обнаружены в Ростовской, Астраханской, Челябинской, Самарской, Саратовской и Волгоградской областях, Калмыкии, Краснодарском крае.

При угрозе судом недобросовестные АЗС в большинстве случаев устраняют нарушения в досудебном порядке. В случае, если нарушители не торопятся прекратить незаконную деятельность, «ЛУКойл» обращается в антимонопольную службу с заявлением о нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» или же в Арбитражный Суд.

Причем в компании подчеркивают, что для производителя не столько важно наказать мошенников, сколько ставится цель предоставить потребителям качественные услуги.

Эксперты: независимые АЗС копируют чужие бренды, чтобы выжить на рынке, и продают плохой бензин

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша поясняет, что фальсификаторы не применяют стандарты, которыми пользуются крупные компании, а это неизменно ведет к ухудшению качества конечного продукта, снижению товарной номенклатуры. Иными словами, «фальшивые» АЗС явно не дотягивают до уровня «пяти звезд»

Джобберы, или Почти честные мошенники

Есть и другие схемы, посредством которых реализуется контрафакт или некачественная продукция. Существует система джобберства. Независимые АЗС в определенный период реализуют топливо на основании сублицензионного соглашения с компанией. Когда срок действия договора заканчивается, джобберы, пользуясь устоявшейся репутацией на рынке, начинают продавать некачественный продукт. Былой имидж позволяет реализовывать эту схему достаточно долгое время.

Гендиректор Brandson Branding Agency Елена Юферева сообщает, что крупные игроки топливного рынка нашли достаточно хитроумный выход, чтобы спокойно предлагать некачественный продукт. В качестве товарного знака регистрируется внешний АЗС, а не отдельные бренды и суббренды. Судебным инстанциям в этом случае предъявить по факту нечего, а внешне складывается полное ощущение дублирования на АЗС визуальных признаков именитых брендов. Так, например, был создан брендбук компании «Газпром нефть», в котором изложены правила использования брендов (например, G-Drive и G-Energy), правила оформления АЗС и требования по их архитектурному виду.

И хоть нарушение прав правообладателя может привести в том числе к уголовной ответственности, правообладатель может требовать компенсацию в размере до 5 млн рублей, а юрлицо ввиду неоднократных нарушений может быть ликвидировано, и мошенники ничего не опасаются.

Как справляются с проблемой известные поставщики топлива?

В 2006 году компания ТНК-ВР, которая ныне входит в состав «Роснефти» в результате слияния и поглощения, была вынуждена провести ребрендинг своих АЗС в связи с растущим количеством недобросовестных джобберов.

«Они торгуют не нашим бензином, неизвестно какого качества», — заявлял тогда вице-президент ТНК-ВР по маркетинговым операциям Александр Каплан.

В «ЛУКойле» постоянно занимаются этой проблемой, которая ширится на глазах. Использование некачественного топлива наносит серьезный ущерб экологической обстановке.  В «ЛУКойле» поддерживают законодательные инициативы, которые направлены на пресечение оборота контрафакта, «усиление контроля за деятельностью АЗС и расширение полномочий государственных органов в части проверок соблюдения участниками рынка норм качества реализуемых нефтепродуктов».

Почему АЗС наживаются на подделке и некачественном бензине?

Несмотря на то что власти принимают, казалось бы, эффективные меры по выдавливаю с топливного рынка недобросовестных игроков, ситуация только ухудшается.

Эксперты: независимые АЗС копируют чужие бренды, чтобы выжить на рынке, и продают плохой бензин

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов полагает, что ситуация на рынке — процесс объяснимый. Власти сами ставят людей в условия, в которых они вынуждены попросту выживать. Маржа между оптовой и розничной стоимостью бензина невелика, при этом оптовые цены выросли на четверть, а розничные власти не дают повышать. Баженов утверждает, что разрыв между ценой приобретения и продажи сокращается настолько, что торговать бензином становится абсолютно невыгодно: «Если цена крупного опта на 92-й бензин по итогам 2016 года (декабрь к декабрю) выросла на 24,8%, то розница — лишь на 5% (ниже инфляции — 6,8% по итогам 2016 года).При этом увеличивается налоговая нагрузка: растет НДПИ, увеличиваются акцизы, вопреки обещаниям правительства, которое заявляло о намерении их снизить, из-за этого как раз и выросли оптовые цены». В итоге даже добросовестные владельцы АЗС вынуждены изворачиваться, чтобы вообще не прекращать ведение деятельности.

Крупные госкомпании, чтобы избежать ситуаций подстройки под бренд, не дают франшизу, а предлагают заключать агентские договоры, чтобы владельцы АЗС получали комиссионные, но атрибутику бренда использовать не могли.

А пока что эксперты предсказывают скорое наступление кризиса, когда начнут повально закрываться мелкие АЗС, которые не смогут конкурировать с оптовиками и продавать товар себе в убыток, так как оптовые цены в итоге станут выше розничных.

Роман Золотарёв

Комментарии закрыты.



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн