Инвалидов в столице становится меньше, а разрешений выдают все больше. О том, что количество льготных парковочных разрешений, которые дают право ставить машину на стоянки для инвалидов, выросло втрое, пишет «Ъ». Количество инвалидов при этом уменьшилось. Немудреные подсчеты дают право полагать, что льготы оформляются в корыстных целях, однако в мэрии, как водится, пытаются объяснить суть явления тем, что зона платной парковки расширяется, оттого и растет спрос на нее.
«Транспортные» льготы для людей с ограниченными возможностями распространяются на:
машины, управляемые инвалидами 1-й и 2-й групп,
машины, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов.
Автомобили можно парковать под знаками, запрещающими стоянку. При условии, что количество парковочных мест в столице жестко лимитировано, а в центре почти все удобные места отведены под платную парковку, приютить свой транспорт на бесплатном островке под запрещающим знаком наверняка удобно многим.
Если владелец специального разрешения останавливает автомобиль в запрещенном месте, автомобиль должен быть снабжен наклейкой «Инвалид», а водитель по требованию инспектора обязан предъявить документ, который подтверждает факт инвалидности.
Кто выдает разрешения?
Выдачей парковочных разрешений в столице занимается ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), а льготное разрешение может получить не только москвич, но и житель другого города. Разрешение действует в течение срока инвалидности и выдается только на одно транспортное средство. Причем разрешение выдается не только самим инвалидам, но и лицам, их перевозящим. Но такую статистику АМПП не ведет. А цифры, между тем, растут.
Странная статистика
Статистика выдачи инвалидных разрешений такова. В 2014-м было выдано 25,7 тысячи разрешений, в 2015-м — 48,6 тысячи, в 2016-м — 71,8 тысячи, а за первые 7 месяцев 2017-го — 56,7 тысячи. В АМПП тоже ссылаются на расширение зоны парковочного пространства. Если в 2014-м в зону платной парковки входило 16,5 тысячи парковочных мест, среди которых для инвалидов было предусмотрено 1,8 тысячи мест, то теперь в платной зоне 81,2 тысячи парковочных мест, а для инвалидов среди них — 8,7 тысячи. Однако в столице действует 159 тысяч льготных парковочных разрешений. Никаким разрастанием платной парковочной зоны такой прирост разрешений не объяснить.
Растет и количество автомобилей, которые принадлежат инвалидам. За 2014–2016-й гг. число инвалидов-автовладельцев выросло на 11,4%, а в целом рост автопарка столицы наблюдается на уровне 8,9%. Данные анализировала компания «Альфастрахование», используя статистику Росстата. Подсчеты показали, что в 2014-м каждый четвертый инвалид имел автомобиль, а в 2016-м — каждый третий.
Количество же самих инвалидов уменьшается. По данным московского департамента труда и соцзащиты, на 1 января 2014 года в Москве было зарегистрировано 1,19 млн инвалидов, на 1 января 2016 года — уже 1,13 млн, а по итогам шести месяцев 2017 года — 1,1 млн. При этом количество инвалидов 1-й и 2-й групп снизилось с 2014 года на 15,3% (до 711 тыс. человек), 3-й группы, наоборот, возросло на 10,8% (до 357 тыс.).
Что кроется за суровой стаститикой?
Эксперты, которые здраво оценивают ситуацию, уверены, что дело исключительно в желании автовладельцев изыскать для себя обходные пути, чтобы не оплачивать парковку.
Так, председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Госдумы Михаил Терентьев сообщает о росте жалоб на случаи, когда все парковочные места для инвалидов заняты. «Недобросовестные автолюбители, не имеющие отношения к инвалидам, получают разрешения и пользуются льготами, которые вообще-то вводились для того, чтобы инвалиду удобнее было остановиться у аптеки или магазина. Ко мне поступает множество жалоб по этому поводу: мол, приезжаю, а парковка для инвалидов занята», — говорит депутат.
Немудрено, что льготы так популярны: годовой абонемент АМПП на бесплатную парковку стоит до 300 000 рублей (при оплате абонемента можно весь год парковаться на любом парковочном месте бесплатно).
Но не все эксперты видят в росте разрешений проблему. Помощник главы Союза инвалидов России Марат Шейхадинов считает, что большая часть разрешений оформляется честно.
«По большей части такие машины все-таки возят инвалидов. К тому же надо понимать, что человек с инвалидностью — необязательно без руки и ноги. Да и накопить ему на машину никто не мешает, я знаю несколько таких случаев. Дорогая иномарка со знаком «Инвалид» не означает автоматически, что это какой-то мошенник», — говорит Шейхадинов. Но тут же добавляет, что в те дни, когда автомобиль не возит инвалида, он все равно стоит на льготном месте. Это уже неправильно, но по закону такие действия пресечь невозможно. Остается лишь взывать к совести автовладельцев.
Председатель комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов считает, что проблема очень острая. С одной стороны, тут и финансовая подоплека, а с другой — полное непонимание того, каково в нашем обществе живется людям с ограниченными возможностями.
«Наше общество до сих пор не до конца понимает проблему людей с ограничениями жизнедеятельности, отношение к ним совсем не такое, как в Европе или США, отсюда и подобные злоупотребления возникают. Другая причина — острая нехватка парковочных мест в Москве, особенно около больниц, социальных учреждений и в жилых кварталах. Люди видят, что парковка забита, а инвалидные места пустуют, отсюда и возникают мысли: не оформить ли машину на инвалида? Таких людей я не оправдываю, но это одна из форм реакции автомобилистов на постоянное закручивание гаек», — говорит Нилов.
Одним из способов борьбы с подобным явлением является вариант воплощения в жизнь закона о том, чтобы знак «Инвалид» был закреплен за конкретным человеком. Документ был принят в первом чтении в конце июня 2017 года, в настоящее время определяется механизм идентификации владельца знака.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.