В утвержденных ГИБДД экзаменационных вопросах о первой помощи нашли ошибки: водителей учат не лечить, а калечить пострадавших.
Водители-новички, которые сталкиваются на дороге с чрезвычайными ситуациями, практически никогда не могут оказать первую помощь пострадавшим. Почему так происходит? Издание «Известия» предполагает, что причина тому — некорректно составленные экзаменационные билеты в разделе о первой помощи. Неверны как поставленные вопросы, так и все предлагаемые варианты ответов. Поскольку это критично важные знания, которые должны вообще-то отскакивать от зубов, Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) направила обращение в МВД на имя министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева с просьбой устранить все имеющиеся несоответствия в экзаменационных билетах. Как считают специалисты НИИ Минздрава, некоторые полученные знания не только не помогут пострадавшим после ДТП, но и навредят им.
«Ошибки в тестовых заданиях, которые мы нашли, говорят о качестве подхода к составлению билетов. Учим и сдаем одно, а чтобы по жизни оказать первую помощь, нужно другое», — рассказала президент МААШ Татьяна Шутылева.
Того же мнения придерживается ведущий научный сотрудник НИИ автоматизации и стандартизации Минздрава РФ Леонид Дежурный, уточнивший, что есть пара критических ошибок, которые могут стоить водителям жизни. Они касаются сердечно-легочной реанимации и остановки кровотечения.
«Один из примеров — наложение жгута при кровотечении. В билетах сказано: не менее 3–5 см от раны. Если «не менее», это может быть и 20 см. При такой формулировке я могу наложить жгут выше положенного, человека привезут в больницу с опозданием, и пострадавшую конечность ампутируют полностью из-за того, что я неправильно наложил жгут», — пояснил Леонид Дежурный.
Что касается сердечно-легочной реанимации, то все до одного варианты ответов в билете неверны. Руки при проведении данной процедуры должны быть сложены в замок, а среди вариантов ответа такого нет, зато есть какие угодно другие: например, что руки должны быть расположены крест-накрест.
Еще несколько вопросов включают неточные формулировки. Так, вместо «искусственного дыхания» написано «искусственная вентиляция легких». Дотошный или просто осмотрительный водитель насторожится, ведь второй термин подразумевает использование специального оборудования.
А еще несколько вопросов и вовсе сформулированы так, что корректный ответ дать невозможно в принципе.
«Некоторые вопросы в тестовых билетах не совпадают с учебником и программой по первой помощи. Из трех ответов — ни одного правильного. Можно ответить, только заучив то, что сказано. В результате получаем мощный демотивирующий фактор, связанный с тем, что на занятии говорят: «Отвечайте на вопрос так, а делайте иначе». Люди думают: «Я что-нибудь отвечу, а помощь оказывать не буду», — пояснил Леонид Дежурный.
Однако не стоит забывать, что если водитель причастен к ДТП, он, согласно ПДД, да и просто принципам гуманности, должен помочь пострадавшим до приезда скорой и полиции. Но водители не имеют достаточной подготовки, и уже поэтому их действия рискованны.
Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре полагает, что вся проблема в преподавательском составе автошкол, где работают недостаточно квалифицированные кадры. Именно поэтому в настоящее время в НИИ организации и информатизации здравоохранения разрабатывают новый стандарт программы подготовки инструкторов первой помощи. Они будут обучать слушателей во всех типах учебных учреждений.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.