Минтранс намерен разделить водителей по категориям: на любителей и профессионалов. Те, кто планирует зарабатывать водительским ремеслом, будут обязаны обучаться по новым программам. А в правах будет делаться специальная отметка о профессиональной компетентности — код «95». Без этой отметки на работу водителей не возьмут. Для любителей процесс обучения обойдется малой кровью.
Код «95» — обязательная отметка для водителей-профессионалов, закрепленная в странах ЕС директивой Европарламента и Совета Евросоюза. Действовать отметка будет 5 лет, затем квалификацию нужно будет подтверждать. Успокаивает лишь то, что на момент принятия закона права без таких отметок аннулироваться не будут.
Как будет проходить обучение
Проект изменений в закон «О безопасности дорожного движения», подготовленный по поручению Игоря Шувалова, опубликован на портале Regulation.gov.ru.
Для водителей будут разработаны спецкурсы по «общеразвивающим» программам. Все, кто их закончит, получат права не выше категорий C1 (грузовик массой до 7,5 т) или D1 (автобус, в котором не более 16 мест).
Если водитель хочет работать по найму и получить категории C, D, Е и их подкатегории для транспортировки прицепов, он должен будет пройти специальное обучение.
Программы будут подготовлены в течение года, после того как закон вступит в силу. Причем для водителей, не планирующих работать профессионально, обучение упростится. Так, им не нужно будет изучать «принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов», «диспетчерское руководство работой подвижного состава» и «организацию таксомоторных перевозок», даже получая категорию B.
Зато тем, кто решит посвятить себя профессии водителя, придется изучать множество дополнительных дисциплин, например, проходить курсы вождения во внештатных ситуациях, «отработку вождения сочлененного и двухэтажного автобуса», изучать основы безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов.
Напомним, что не так давно из водителей авто и мотоциклов с «мигалками» вообще планировали сделать каскадеров.
Законопроект даст возможность работать в России гражданам с национальными правами государств, которые входят в ЕС. Сегодня такое право есть у белорусов и киргизов. А появится еще и у армян, молдаван и казахов.
Эксперты и автозащитники в сомнениях
Заинтересованные представители водительских объединений и правозащитники в целом за внедрение такого проекта, но опасаются, что очередная благая идея в итоге опять накроется медным тазом.
«Уровень подготовки профессиональных шоферов крайне низкий, в итоге у нас сейчас бардак на дорогах. Логично, если профессионалов будут учить по расширенной программе. В советские времена, прежде чем сесть за руль грузовика, нужно было пройти ДОСААФ, армию, потом тебе назначали наставника-куратора и только потом позволяли работать», — поддержал инициативу координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. При этом он добавил, что замечательная идея превратится в очередной набор бессмысленных директив, и на выходе получится вовсе не то, что было запланировано.
Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин уверен, что уровень подготовки водителей и так достаточно высокий. А если упрощать программу для любителей, то уровень подготовки снизится, и это отразится на общей дорожной ситуации.
Его поддерживает президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. «С 2013 года в России проводится серьезнейшая реформа образования водителей, приняты нормативные правовые акты, которые вывели подготовку на качественно новый уровень. Количество ДТП, совершенных начинающими водителями, сократилось с 2015 года на 46,5%. И вдруг предлагается все наработки отменить, все нормативы переписать и начать, по сути, с чистого листа», — говорит эксперт.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.