Совсем недавно в России начали эксперимент с дорожными знаками уменьшенного размера. Теперь эти знаки будут применять по всей стране. Кроме привычных знаков уменьшенного формата, появилось множество новых. О них мы и расскажем в нашей статье.
В России ввели новый национальный стандарт, которым закреплены новые виды дорожных знаков, в том числе «Выделенная трамвайная полоса», «Запрет въезда на перекресток в случае затора», «Глухие пешеходы» и «Уступи всем, и можно направо».
В настоящее время часть знаков уже начали применять в столице. Властям городов предоставляется возможность оценить, насколько удобны новые знаки, провести эксперименты, подобрать оптимальные схемы размещения знаков, не опасаясь за это санкций со стороны ГИБДД. Окончательное решение городам и регионам предстоит принять лишь спустя три года: власти решат, какой формат размещения знаков им больше подходит. То есть стандарт через три года либо превратится в постоянный, либо будет включен в один из действующих стандартов. А пока регионы могут внедрять его или не внедрять — по желанию.
Андрей Мухортиков, один из разработчиков стандарта, отметил, что пока организаторы движения обязаны использовать действующие ГОСТ 52289–2004 и ГОСТ 52290–2004 (на них ссылаются ПДД), а новый предварительный стандарт просто дополняет эти два документа, не противореча им.
Документ введен в действие 31 октября 2017 года.
С его подробным описанием вы можете ознакомиться в Livejournal на странице одного из разработчиков стандарта, главы технического комитета «Умная дорога» Александра Шумского.
В своем ЖЖ автор разъясняет, как именно нужно понимать и читать новые знаки.
Мы же приведем краткий обзор изменений.
Теперь знаки существуют в двух типоразмерах. Это сделано для того, чтобы знаки одной формы не перекрывали друг друга и не ограничивали обзор водителю.
Знаки размером «500» надо применять на нескоростной улично-дорожной сети; знаки размером «400» — в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города, пишет Шумский.
Что касается знаков «Парковка для инвалидов» (1) и «Платная парковка» (2), то теперь их можно совмещать. Кроме того, теперь можно обозначать знак парковки креативным символом российского рубля. Наверняка, чтобы не стало слишком скучно.
Вообще, как говорит разработчик, в этот раз стандарт постарались сделать наглядным, иллюстрированным, чтобы было проще осознавать, о чем идет речь, а знаки были интуитивно понятными.
Так, на парковке появилась стрелочка-указатель (3): сразу видно, в каком месте от знака можно парковаться. Такая же стрелочка нарисована на знаке, запрещающем парковку (5). Знак «Внеуличная парковка» раньше использовался только в подземных паркингах, а теперь его могут использовать все (4).
Теперь будет видно, сколько парковочных мест можно использовать рядом со знаком. Количество можно обозначать в цифровом и графическом вариантах.
Таблички для указания периода действия знаков парковки.
Таблички максимальной ширины парковочного места. Это очень удобно, но надо знать габариты своего авто. Зато сразу понятно, стоит пробовать парковаться или нет.
«Глухие пешеходы». Эту табличку будут применять рядом со знаком пешеходный переход в тех местах, где могут находиться такие люди. Например, рядом с медучреждениями, где лечат нарушения слуха.
Шрифты. Разработала их студия Артемия Лебедева. Теперь официально закрепленный стандарт шрифта Директ-Транс будет использоваться для создания надписей на табличках, дорожных знаках и информационных щитах.
Появился знак запрета въезда на перекресток с разметкой-«вафельницей». Он используется для ситуаций, когда образовался затор.
Знак, предупреждающий о том, что человек может внезапно начать переходить улицу по диагонали. Табличка нужна и водителям, и пешеходам, которых знак (1) и информационная табличка (2) предупреждает о возможности такого движения по перекрестку.
Знак, информирующий о начале полосы движения и ее назначении. Раньше знак не говорил о том, что полоса только для разворота или поворота налево. Это создавало ненужные сложности и перестроения, помехи и пробки.
Стрелки на таких знаках теперь можно рисовать в удобном и понятном варианте, более понятном для водителя.
Знаки окончания полосы удобны: размер полос информирует о том, какая из них главная, это помогает понять, кто должен уступить дорогу. Неплохая подсказка при движении на большой скорости. Какая стрелочка ниже, та полоса — второстепенная.
По словам Шумского, обсуждали долго и не без прений знаки направления движения перед следующим перекрестком, которые заранее информируют о грядущем перестроении. Это удобно, если на самом перекрестке растяжку поставить невозможно.
Знак перестроения на параллельную проезжую часть говорит о приоритетах движения и может быть использован в качестве дополнения к знакам приоритета движения.
Варианты исполнения знака могут быть разными.
Чтобы эффективнее организовать движение трамваев, можно использовать знак «Трамвайная полоса» (1) вместе с разметкой 1.1 или 1.2.
Знаки направления движения общественного транспорта нужны преимущественно водителям легковых авто для понимания, куда свернет автобус.
Знак остановки и указателя маршрутов теперь можно совмещать: такое предложение разработчикам внес Дептранс.
Знаки движения на полосе располагаются в зависимости от того, как идут траектории движения. На стрелах дополнительно можно размещать другие знаки.
Примечательно, что ЦОДД настоял на включении в ГОСТ разных вариантов движения по полосе. ГИБДД до настоящего момента запрещала вешать подобные знаки.
Знаки движения в обратном направлении. Такие ставятся на дорогах, где движение в любом направлении, кроме обратного, запрещается.
Желтые рамки для дорожных знаков теперь должны иметь четкие габариты, а не как было раньше: рамки шире и больше знаков. Знаки такого типа (в рамках) будут устанавливаться только на нерегулируемых пешеходных переходах и на переходах, расположенных в местах без искусственного освещения либо ограниченной видимости. Для других знаков, установленных в прочих местах, желтые рамки ставить нет необходимости.
«Уступи всем, и можно направо». Этот знак позволяет поворачивать направо на красный сигнал светофора. Эксперименты показали, что пропускная способность на перекрестках, где установлен знак, выросла. Теперь инициаторы проекта планируют закрепить его и правила проезда таких перекрестков в ПДД.
«Велопешеходная зона» и «Конец велопешеходной зоны». Эти знаки появились впервые, хотя сами зоны давным-давно существуют.
«Туристические автобусы». Знак вывешивается в зоне движения туравтобусов.
Теперь вы знакомы со всеми изменениями.
Скачайте себе новый стандарт для удобства.