ВОЖДЕНИЕ В ГОРОДЕ — как мотоциклисту избежать аварий на дороге: инструкция для байкеров (от новичка до опытного)

Этой статьей мы открываем цикл, в котором расскажем о безопасности байкера при взаимодействии с другими участниками движения — в городе и за его пределами. А также о проблемах, которые нам подкидывает сама дорога.

Как нам выжить, брат?


Скорость, свобода, независимость, ветер, крепкое братство… Все это выливается в ту непреодолимую тягу, которая заставляет байкера снова и снова садиться на своего «железного коня» и мчать, мчать, мчать неважно куда…

Но, к сожалению, каждый год некоторые из братьев уходят от нас навсегда, и мы думаем: «Ну как же так получилось?»


Мы виним в случившемся всех вокруг: наших «врагов» в «консервных банках», вечно куда-то спешащих пешеходов, которые, кажется, специально поджидают нас в кустах, и прочих.

Но задумывались ли вы хоть раз о том, что часть вины — да нет, не вины, часть ответственности за случившееся — лежит на тех, кто ушел? Может, они чего-то не учли? Или не смогли предусмотреть?


Правила безопасности


Что для нас безопасность? Безопасность для байкера — когда он вернулся домой живым, а байк по-прежнему сияет отполированным металлом.

Мы не будем говорить о важности надетого и застегнутого мотошлема, о жизненной необходимости качественной мотоэкипировки. Поговорим об опасностях, исходящих как от водителей и пешеходов, так и от самой дороги.


Как безопасно проехать перекресток


 Главное правило — мы всегда на второстепенной!


Одним из основных видов ДТП с мотоциклистами является столкновение, когда мы катим по главной дороге прямо, а очередной спешащий «слепой водятел», ехавший нам навстречу, вдруг решает повернуть налево прямо перед нами.

Да-да, в ПДД четко написано, что он должен уступить нам.

И в ПДД сказано, что приоритет, он же преимущество — это наше право на первоочередное движение.


Но если мы действительно хотим возвращаться после покатушек домой, запомним одно простое правило: мы всегда должны считать, что едем по второстепенной дороге. А про понятие «приоритет» забыть.

Как мотоциклисту избежать неприятностей на дороге: инструкция для байкеров — от новичков до опытных. Часть первая: вождение в городе

Результат ДТП на перекрестке с автомобилем, поворачивающим налево


Нет, я не призываю пропускать всех, кого мы видим. Просто всегда помните, что во-о-он тот водитель может в последний момент повернуть руль и начать поворот.

Подъезжая к перекрестку, просто сбросьте скорость. Не так уж много времени вы от этого потеряете. И положите пальцы на рукоятку тормоза. Это позволит выиграть несколько минут и превратить их в те драгоценные метры, которых многим не хватило, чтобы вовремя остановиться.

Вне перекрестков внимательно смотрите за встречными. Если стоит машина с включенным левым поворотником, сделайте то же, что и на перекрестке, — сбросьте скорость. Всегда ждите подвоха. Это дорожные войны, брат!

 

Можно ли безопасно проехать мимо выезда из двора?


О, это отдельная история! Сколько раз, когда вы мирно катили по дороге, внезапно со двора справа вылезала очередная «шпрота без головы»? Было? Ну давайте, не стесняйтесь, говорите. Я знаю, что было.

Что делать с ними? Чаще всего это происходит от того, что по правому краю дороги стоят припаркованные машины. Выезжающий со двора водитель подсознательно ищет движущиеся автомобили. Он зациклен на них. Он не помнит, что помимо них еще есть мы, мотоциклисты.


Как мотоциклисту избежать неприятностей на дороге: инструкция для байкеров — от новичков до опытных. Часть первая: вождение в городе

Вот так выглядит ДТП с автомобилем, который выезжал из двора


И мы отличаемся от автомобилистов. Мы меньше, тем более — в продольной проекции, и мы быстрее. Мозг автомобилиста просто не отмечает нас на «карте».

Проезжая мимо таких выездов, сместитесь левее, ближе к центру дороги, чтобы иметь возможность быстро объехать внезапно выскочивший автомобиль слева. Но на всякий случай положите пальцы на рукоятку тормоза и приготовьтесь. Вдруг он будет поворачивать не направо, а налево? Тогда у вас не будет возможности объехать.


Тогда — только торможение. Но решает здесь — только ваша готовность к ситуации.


Безопасное движение за автобусом или грузовиком


Бывает так, что мы «упираемся» в автобус или грузовик и вынуждены некоторое время за ним ехать. С одной стороны, это даже неплохо! Едем в зоне разряженного воздуха, где можно экономить бензин. С другой стороны, безопасно ли это?


Нет, нет, нет, и еще раз — нет!


Представьте ситуацию — мы едем за автобусом. В это время где-то перед этим автобусом встречный автомобиль хочет повернуть налево. Водитель видит автобус, но не видит, что за ним едем мы. Он сосредоточен только на большом объекте.


И как только автобус проезжает мимо, он, будучи уверен, что за ним нет других авто (именно авто, он не помнит про мотоциклистов!), резко стартует. А тут — мы. И все. И вот мы уже жмем на тормоза, пытаясь не пустить колеса в юз и быстро просчитать, как проще объехать его — слева или справа, но времени не хватает, и в итоге — мы на асфальте, мотоцикл безнадежно поцарапан, настроения больше нет. А ведь мы так долго наводили на байк красоту… Да и нога что-то побаливает, и ребра… Не перелом ли?


Как мотоциклисту избежать неприятностей на дороге: инструкция для байкеров — от новичков до опытных. Часть первая: вождение в городе

Как думаете, почему произошло это ДТП?


Что можно было сделать, чтобы избежать всего этого?


Во-первых, не пристраивайтесь вплотную к автобусам или грузовикам. Максимально увеличьте дистанцию. Вы успеете его обогнать, когда появится такая возможность. Ведь ваш «конь» разгоняется, как пуля!

Во-вторых, сместитесь левее. Так больше шансов, что вас вовремя заметят. Если будете прятаться за автобусом, вас точно не увидят.


Как безопасно двигаться в междурядье


Пожалуй, одним из самых ценных для любого байкера качеством мотоцикла является возможность движения в пробках по междурядью.

На YouTube можно целую неделю без перерыва смотреть ролики про то, как при движении между машинами байкера сбивает то внезапно открывшаяся дверь, то очередной «инвалид по зрению», перестраивающийся, не глядя в зеркало.


 

Если сейчас машина начнет перестроение, или откроется дверь, шансов не будет. Слишком быстро


Как избежать проблем здесь?


Правил всего несколько. Не неситесь во всю дурь своего байка. Вы слишком быстры для уставшего мозга водителя, который не один час стоит в этой треклятой пробке. Он уже не может адекватно и быстро оценивать обстановку. Вокруг него все едва ползут, и он не ждет быстрых, как молния, мотоциклистов. Ему нужно время осознать, что вон та точка в зеркале — это движущийся байкер. И то если он сообразит в это зеркало вообще посмотреть.


Снизьте скорость. Пальцы на рукоятку тормоза. И внимательно наблюдайте за каждым. За каждым! Старайтесь предугадать его действия. Видите, у той машины колеса начали поворачиваться влево? Значит, водитель собирается перестроиться. Готовьтесь, сейчас полезет.


А вон в том авто пассажиры начали активно двигаться по салону. Ерзают чего-то, шевелят руками. Это они берут в руки вещи, чтобы выйти прямо сейчас. Вам под колеса. Уже пора начинать тормозить.


А чуть дальше между машинами образовалось пространство. Вангуем, сейчас туда полезет вон тот таксист, потому что он опаздывает на заказ. Ему некогда смотреть в зеркала. Полтинник, брат, он для таксиста сильнее тяги к жизни. Тем более к нашей жизни.


Соблюдайте эти нехитрые правила, просто проводя небольшой анализ мелких деталей, и вы сможете обезопасить себя. Не пренебрегайте нюансами!


Как не попасть в глупое ДТП на парковке?


Самое досадное ДТП — мелкое позорное падение на парковке. Мы не спеша движемся по парковке, все смотрят на нас и любуются нашим байком. В этот момент мы понимаем — не зря мы вчера так упорно полировали весь байк — и гордимся собой. Кайф!


И вдруг — машина начинает ехать задом, как будто нас и нет. Будьте уверены, что водитель так и считает. Мы или попали за стойку, или он смотрит в другое зеркало.


Нам остается немногое — если расстояние еще позволяет, можно попытаться посигналить, возможно, это остановит авто. Если времени уже не осталось — экстренно тормозим, но времени все-таки не хватает, и мы падаем. Прямо на глазах у всех. Боже, как обидно!


Как мотоциклисту избежать неприятностей на дороге: инструкция для байкеров — от новичков до опытных. Часть первая: вождение в городе

Надеюсь, вам не хочется, чтобы возле вас так сидели?


Как этого можно было избежать? Вы уже можете ответить сами.


Прежде всего — скорость! Она должна быть минимальной. Дайте людям время полюбоваться вами!

А в этот момент смотрите за машинами. Если видите, что в машину садятся только пассажиры, значит, водитель, скорее всего, уже на месте. И он вряд ли будет ждать, пока все пристегнутся (если они вообще там пристегиваются, ага). Он сразу начнет выезжать.


Не забываем держать пальцы на ручках тормоза и сцепления. И помним, что помимо авто на парковке еще есть люди, которые хаотично передвигаются, как атомы в жидком веществе.

В общем, парковка не место для демонстрации скорости. Дайте людям возможность заценить ваш крутой байк!


Чем опасна езда в мертвой зоне автомобиля?


Как часто это бывает! Мы едем по левой полосе, машин немного, на улице тепло, и мы просто расслабляемся и получаем удовольствие!

И тут внезапно на машине, которая ехала чуть впереди по правой полосе, включается указатель поворота, и та перестраивается на нашу полосу, водитель же абсолютно не обращает на нас внимания. Вот редиска!


Что произошло? Да просто мы оказались в мертвой или слепой зоне.

Старайтесь на дороге ехать так, чтобы быть сбоку от водительской двери машины, которая едет по соседней полосе. Особенно это необходимо, когда движется не «легковушка», а высокая машина. Чем она выше, тем больше у нее мертвая зона.


Как мотоциклисту избежать неприятностей на дороге: инструкция для байкеров — от новичков до опытных. Часть первая: вождение в городе

Пример правильного расположения байкера позади авто


И опять же, здесь все зависит только от вас. Контроль — наше все!

И никогда — слышите? — никогда не опережайте самого левого слева и самого правого справа!

Вас там просто не ждут. Водитель, который едет в крайнем левом ряду, особенно, если слева от него — разделительная полоса или отбойник, уверен, что там никто появиться не может, и не контролирует эту зону. Помните, я говорил об особенностях мышления водителя машины? Он думает только об авто, но не о нас, байкерах.


То же самое и с водителями, которые едут по крайней правой полосе. Они также помнят, что правее их ехать никто не может. И тоже нас там не ждут. Даже если между машиной и обочиной еще 1,5 метра.

Впереди еще две полезные статьи: о поведении на загородных трассах и о дорожных ситуациях, связанных с самой трассой. Удачи на дорогах!

Автор статьи: Константин Валюх, практикующий автоюрист



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн