Компания Subaru уже давно вошла в число наиболее авторитетных производителей полноприводных автомобилей. К сожалению, погоня за прибылью вынуждает ее использовать одну и ту же платформу для различных моделей. Но искусство производителя позволяет создавать шедевры, обладающие совершенно разными характерами. А некоторые энтузиасты стараются возвести отдельные качества в абсолют, игнорируя такие понятия, как «экономия» или «здравый смысл».
Ниже мы рассмотрим два варианта тюнинг Subaru соплатформенников Impreza и Forester: доработка «стайки» пошла в направлении «быстрее, резче, злее… обогнать всех и оставить позади», а «лесник» выбрал тропу максимального комфорта и многогранности в характере – на нем можно как гнать во весь опор, так и неспешно катиться, наслаждаясь хорошим звуком. Различные цели и подходы к реализации задуманного в результате привели к появлению очень близких по духу и целостных по образу автомобилей. Так на взаимодействии двух противоположных мифических начал Инь и Ян зиждется весь наш мир – такой разнообразный и в то же время единственный и неповторимый.
Понеслись…
В свое время тюнинг Subaru преследовал цель не только получить мощный и бескомпромиссный автомобиль, но и продемонстрировать эту мощь. Причем первым шагом стало именно изменение внешности с помощью японского обвеса Charge Speed, а также тембра голоса благодаря прямоточной выпускной системе Apexi N1 с хорошим и мощным звуком (диаметр трубы – 64 мм) и фильтру пониженного сопротивления Apexi на впуске. Но тут скрывалась небольшая проблема – как оказалось, при установке прямоточной системы большего диаметра каким-то образом нарушаются параметры работы турбины, блок управления неправильно анализирует данные и выдает некорректные управляющие сигналы.
Шло время, автомобиль исправно наматывал километры. Одновременно строились планы по его дальнейшей доработке. Было очевидно, что без существенного вторжения в «железо» большой прибавки в мощности добиться уже не удастся. Поэтому после рассмотрения различных вариантов тюнинга в компании решили заменить турбину и модифицировать интеркулер. Ведь не секрет, что для турбированного двигателя очень важны размеры, производительность и давление наддува турбины. 2-литровый мотор Impreza WRX STi – идеальный полигон для экспериментов с наддувом. Он уже в заводской комплектации имеет кованые поршни и более крепкие шатуны, поэтому может выдавать намного больше, нежели стандартные 265 л. с. Устанавливаем турбину APS SR 40, которая имеет куда более высокую производительность, чем стандартная. Для облегчения «дыхания» мотора и улучшения теплового режима работы изменили конструкцию интеркулера и его местоположение.
Если внимательно присмотреться, то возле интеркулера можно заметить небольшую трубку. Это система впрыска закиси азота на интеркулер Nitro’s Express – настоящая изюминка автомобиля. Суть дополнительного охлаждения интеркулера очевидна: чем ниже температура воздуха, поступающего в двигатель – тем лучше. И чтобы ее понизить, прибегают к любым способам. Почему не поставить впрыск закиси непосредственно в двигатель? Просто на высокофорсированном моторе нашей «стайки» он уже не даст той громадной прибавки, которой от него ожидают. А вот с помощью дополнительного охлаждения интеркулера можно действительно получить дополнительно до 50 л. с.
Кроме того, в двигателе заменили все ролики на облегченные из алюминиевых сплавов. Кстати, такие детали делают под заказ на украинских заводах. Заменили также стандартные вкладыши усиленными, способными выдержать большую нагрузку, которая будет передаваться на коленчатый вал. Завершили колдовство над «железом» установкой равнодлинного выпускного коллектора сложной конфигурации.
Естественно, что такие изменения в моторе потребовали соответствующей управляющей электроники. Поэтому штатные «мозги» были заменены на компьютер Тurbo XS, дополнительные приборы тоже стали намного лучше – от фирмы Defi. В итоге мощность двигателя по расчетам при давлении наддува 1,1 бар составляет около 380–400 л. с. Но реально двигатель способен выдержать и 1,3 бар.
Ходовую часть практически не трогали – дополнительно появилась только «фирменная» распорка STI. Но планы на будущее впечатляют: установка новой подвески D2 Racing, которая имеет множество настроек жесткости и хода амортизатора, угла установки колеса, клиренса, дальнейшее форсирование мотора – на этот раз уже путем увеличения объема до 2,2 л с помощью строкер-кита HKS – до мощности в 500 л. с. и крутящего момента в 600 Нм.
На природу с ветерком
Для человека всегда было характерно стремление к лучшему (что в автомобильном мире означает «к мощному»). Вот и владельцу 2-литрового турбированного 170-сильного Forester всегда хотелось получить более мощный автомобиль. Причем значительно более мощный. И при этом не потерять характерные плюсы модели – вместительный салон с удобными сиденьями и комфортную, энергоемкую, но в то же время цепкую подвеску. Оптимальным, хотя и не единственным решением данной проблемы является модификация турбины.
Для контроля за двигателем в салоне появились приборы и буст-контроллер Apexi. Теперь автомобиль имел под капотом не 170 л. с., а порядка 280–300 л. с. и мог очень резво разгоняться, даже невзирая на 4-ступенчатый автомат (который, кстати, не подвергался переделкам вообще). Но ведь, кроме разгона, надо еще и маневрировать… И тормозить…
Поэтому доработкой двигателя дело не закончилось. Чтобы не изобретать велосипед, при модификации тормозов использовали стандартные суппорты от Impreza WRX STI и составные тормозные диски Tarox. А для повышения информативности торможения вместо стандартных тормозных шлангов поставили армированные.
Теперь автомобиль готов ездить быстро, хорошо тормозить и классно управляться. Но делался он не для гонок, а для выездов с семьей. Ведь на душе гораздо спокойнее, когда точно знаешь, что динамики для молниеносного обгона длинномера хватит, тормоза в норме, а на поворот руля машина откликается, словно кошка на «кис-кис». Но для жены и ребенка это вряд ли будет существенно. Им важно ехать с комфортом. Поэтому в салоне появилась мультимедийная система, включающая DVD-проигрыватель, 3 монитора, сабвуфер Hertz и множество динамиков.
Что имеем?
Вот такой получился многогранный тюнинг Subaru – с одной стороны, очень мощный, быстрый и точный в реакциях. Но при этом не растерявший своих плюсов для комфортного выдвижения всей семьей на пикник, дорогу к которому можно просто не заметить, просматривая свои любимые фильмы и наслаждаясь качественным звуком.