Почему всевозможные датчики жизненно необходимы и какие именно показатели отражаются на мерцающих шкалах, делающих кабину авто похожей на кокпит истребителя, читайте в нашем обзоре…
Давление топлива
Весьма важный параметр, значение которого косвенно оценивает работоспособность бензонасоса. Снижение производительности последнего опять же влияет на состав смеси. Причины могут быть таковы: либо выход из строя топливного насоса, либо проблемы в топливной магистрали, либо недостаточная производительность насоса после установки тюнинговых форсунок, которые обладают большой пропускной способностью. Кроме того, может произойти пробой или обрыв топливопроводов, и часть топлива начнет где-то просто выливаться. В этом случае уже и до пожара недалеко!
Датчик температуры
Тюнинг датчики температуры масла и соответствующий прибор – весьма полезная штука, ведь с повышением температуры масло теряет свои смазывающие свойства. Конечно, различные масла имеют разную критическую температуру, но, к примеру, у некоторых марок уже при 120 °С начинают выпадать в осадок различные присадки. Особенно важно наличие датчика температуры масла, если двигатель сильно форсирован, а отдельной системы охлаждения масла нет. Штатный прибор измеряет температуру достаточно условно. Иногда он вообще отсутствует, а в наличии только сигнальная лампа, которая показывает два значения: «все нормально» и «все, приехали!»
Не менее важно контролировать давление масла. Если оно падает, то необходимо сразу остановиться и искать проблему, иначе неизбежно масляное голодание мотора и, как следствие, сильный износ деталей. Чем раньше будет диагностировано падение давления масла, тем менее критичными будут последствия для дорогого мотора. К сожалению, штатная лампа, как правило, сигнализирует о том, что проблемы уже есть, и достаточно серьезные.
Датчик температуры охлаждающей жидкости – не самый нужный прибор в наборе тюнера, так как более дорогостоящие детали по точности ненамного превосходят штатные, показывающие весьма приблизительное значение температуры. В данном случае куда важнее, чтобы прибор точно отражал оптимальный диапазон температуры и быстро реагировал на критические значения. Современные штатные приборы с этой задачей вполне справляются.
Системы управления
Можно выделить две группы таких систем – управление непосредственно параметрами двигателя и управление вспомогательными системами (тюнинг датчики, турбонаддув или компрессор). Управляющая электроника самого двигателя сложнее, чем системы контроля вспомогательных систем.
Если говорить о компрессорах, то встречаются варианты исполнения, предусматривающие отключение и подключение компрессора по необходимости. И все. Намного шире возможности управления турбиной. Делается это с помощью двух основных приборов – турботаймера и буст-контроллера.
Не секрет, что после быстрой езды, когда двигатель раскручивали до высоких оборотов, турбина требует охлаждения. И если сразу заглушить мотор, то масло, которое осталось в турбине, может сильно нагреться, разложиться на составляющие, а затем охладиться – в итоге произойдет закоксовывание вала турбины. Турботаймер необходим для того, чтобы не глушить двигатель определенное время, после того как вы остановились. Задав время роботы мотора, можно вынуть ключ и уйти, а двигатель потом будет заглушен автономно.
Теперь о буст-контроллере. Это система, отвечающая за управление турбиной и контролирующая давление наддува. Она состоит из датчика давления наддува, контроллера, который установлен в салоне и на котором задаются необходимые параметры, и клапана управления потоком выхлопных газов (waste gate, «вейстгейт»). Такая система работает в двух режимах – с обратной связью (когда выставляется необходимое давление наддува, а дальше система сама управляет клапаном) либо в ручном режиме (когда изначально заданы параметры работы клапана и можно увидеть, какое давление наддува получится). При тюнинге используют именно второй способ, который позволяет оценить, что происходит, и уже более точно подобрать параметры впрыска и зажигания. Если же включен режим с обратной связью, то давление подвергается постоянной корректировке, а из-за этого качество смеси также плавает в некотором диапазоне – то она обедненная, то обогащенная.
Цена
Тюнинг датчики от именитых брендов Greddy, Apexi, Defi находится в диапазоне $200–350.
Отдельно стоит отметить появившуюся сравнительно недавно категорию приборов, измеряющих непосредственно состав смеси. Благодаря им можно не ориентироваться на показания дополнительных приборов, которые позволяют делать лишь косвенные выводы. Работают такие устройства на основании показаний широкополосного лямбда-зонда. Их цена – около $400.