ЦБ РФ ратует за принятие закона о натуральном возмещении по ОСАГО 1 марта 2017 года

Банк России поторопил Госдуму с принятием закона о приоритете натурального возмещения по ОСАГО в ближайшее время, а именно к 1 марта 2017 года.
Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин так пояснил настойчивость ЦБ: «Мы считаем, что законопроект подлежит настолько, насколько это возможно, скорейшему принятию для того, чтобы он вступил в силу с 1 марта 2017 года. Это необходимо для того, чтобы максимальным образом приблизить тот положительный эффект, который будет формироваться по итогам новой практики».

Зампред также пояснил, что изменение ситуации со страхованием потребует времени: страховые компании должны наладить более плотную работу со станциями техобслуживания (СТО), заключить или перезаключить договоры.

«Мы представляем, что с учетом тех негативных эффектов, которые есть в ряде регионов РФ, нам крайне необходимо скорейшее принятие закона», — добавил он.
Чистюхин напомнил, что в первом чтении ЦБ поддержал принятие закона о приоритете натурального возмещения при условии, что ко второму чтению в него внесут изменения, связанные с усилением защиты прав потребителей на страховом рынке.

Какими правами будут обладать автовладельцы?

Теперь предполагается, что страховщик будет заключать договор со станцией техобслуживания (СТО) в случае ремонта по страховке. При заключении договора ОСАГО он сможет сам выбрать СТО, на которой он предпочел бы отремонтировать свое транспортное средство, но только из числа тех станций, которые изначально предложены страховщиком.

ЦБ РФ ратует за принятие закона о натуральном возмещении по ОСАГО 1 марта 2017 года

Надо отметить, что ущерб, нанесенный ТС, будет возмещаться в основном в натуральной форме: то есть преимущественно в виде ремонта, а не денежной выплаты.

Тем не менее, Владимир Чистюхин перечислил случаи, когда возможно будет получить страховку в виде денежной выплаты:

Возмещение деньгами будет осуществляться в случае «полной гибели» транспортного средства, или если его ремонт обойдется в сумму выше максимальной выплаты — 400 тысяч рублей.

Получить финансовую компенсацию можно будет также, если страховщик не может организовать ремонт на СТО, соответствующей требованиям ЦБ.

Возможно это и в случае, если страхователь оказался в сложной жизненной ситуации, например, причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего или членам его семьи. Выплату в таком случае должна одобрить специальная комиссия при Российском Союзе Автостраховщиков (РСА). Если стороны договорились о денежном возмещении, то оно также будет возможно. Как и в случае, если страховщик не выполняет требование закона и не обеспечивает надлежащий ремонт. Тогда ЦБ выносит запрет на натуральную выплату, и потерпевший получает ее денежный эквивалент.«В этом случае страховщик не имеет права без согласования с потребителем осуществлять ремонт, должен будет заплатить деньги. И только если потребитель хочет отремонтировать автомобиль и сам прямо выражает свою позицию об этом, тогда будет, соответственно, возмещение в натуре», — отметил Чистюхин.

Центробанк также изменил сроки гарантии на ремонт. Изначально предлагалось, чтобы он составлял два месяца, но в итоге было принято решение продлить срок до 6 месяцев.

«Мы изначально предлагали два месяца, но по итогам консультаций с рынком, с экспертами, услышав позицию депутатов, предлагаем, чтобы это было шесть месяцев. Плюс к этому, в том случае, если транспортное средство находится на гарантии предприятия-изготовителя, то ремонт должен быть произведен только той СТО, которая имеет соответствующие полномочия, данные изготовителем автомобиля на данный вид работ», — сказал зампред ЦБ.

Максимальный срок ремонта Центробанк предлагает установить в 30 календарных дней, за исключением нерабочих и праздничных дней, если авто доставили в сервис в течение 5 дней с даты выдачи направления.

«Если эта дата пропускается (пять дней), то дается не 30 дней, а 35, т. е., если упрощать ситуацию, то можно сказать, что максимальный срок ремонта — 35 рабочих дней», — продолжил Чистюхин.

Если страховщик не выполнит обязательства по ремонту

Если ремонт произведен некачественно или не вовремя, страховые компании будут нести за это ответственность в большей мере, чем это предусмотрено сегодня.

Актуальная сумма штрафа за некачественный ремонт составит от 30 до 60 рублей за каждый день нахождения авто в сервисе, при этом автовладелец должен предоставить все необходимые документы. Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков сообщает, что сейчас идет активная доработка документа, так как нужно упростить процедуру наложения штрафов, а размер их увеличить до 600 рублей за каждый день нахождения машины в сервисе.

Такое правило сейчас действует для КАСКО.

Что касается расстояния до СТО, которая будет производить ремонт, оно составит до 50 километров, если только страховщик и потребитель не договорятся иначе.

Позиция экспертов, страховых и общественности

С некоторыми поправками не согласен глава РСА Игорь Юргенс. Он не считает целесообразным десятикратное увеличение штрафов, поскольку это уравняет ОСАГО с КАСКО, а ценовая категория страховок разная.

«В целом идея штрафов адекватная, но их нужно вводить по аналогии, а не в равном размере. Иначе каждый такой ремонт будет весьма дорогим», — отметил Игорь Юргенс.

В целом он назвал новую редакцию закона об ОСАГО «очень тяжелым испытанием» для страховщиков.

Есть масса нюансов, которые требуют четко определить права сторон, чтобы избежать проволочек и мошенничества при возмещении — натуральном или денежном.

Так, Юргенс полагает, что страховщик должен нести ответственность за сроки и качество ремонта, только если «выбор СТО был из перечня страховщиков», потому что страховщик знает, какие станции загружены, а какие нет.

ЦБ РФ ратует за принятие закона о натуральном возмещении по ОСАГО 1 марта 2017 года

«У нас есть много случаев по югу России, когда автоюристы, зная, какая станция загружена, именно туда отправляют своих клиентов, и потом, используя эту перегруженность, обращаются сразу в суд, потому что не соблюдаются сроки. Поэтому если мы несем ответственность за сроки и за качество ремонта, мы предлагаем страхователю и СТО», — объяснил позицию страховщиков глава РСА.

Управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев полагает, что штрафы — идея замечательная, но жесткой привязки штрафа к дням нахождения машины в сервисе быть не должно, «ведь юридически ответственность за качество самого ремонта несет автосервис, а страховщик — за сроки и полноту выполнения работ». В противном случае возникнет риск давления страхователей на страховщиков и вероятность мошеннических действий со стороны автовладельцев.

Директор департамента финансовой политики Минфина России Сергей Барсуков отметил, что перечисленные Владимиром Чистюхиным предложения будут отражены в официальных поправках Правительства РФ. Глава департамента подчеркнул важность согласования поправок  и с Банком России, и с Минэкономразвития, и с Минюстом.

Однако ряд депутатов выразил мнение, что с принятием закона о натуральном возмещении ОСАГО стоит повременить и более тщательно изучить проблему. В частности, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов считает, что закон спровоцирует рост тарифов по полису ОСАГО. В 2017 году, чтобы избежать убыточности, страховщики могут повысить страховую премию сразу на 64%. В действенности закона усомнился и член комитета ГД по финансовому рынку Мартин Шаккум: «Благое дело — восстанавливать полностью автомобиль, вот только если мне объяснят, за какие средства это будет делаться… Принимая это решение, мы закладываем мину замедленного действия под этот рынок», — резюмировал народный избранник.

Депутаты отказались закреплять срок рассмотрения поправок о натуральном возмещении ОСАГО, добавив, что поправки к законопроекту для второго чтения будут рассмотрены по мере их готовности.

Опасения высказал и ряд участников рынка. Так, глава Национального автомобильного союза Александр Романович заявил, что введение закона с 1 марта 2017 приведет к коллапсу на рынке автострахования. В этой связи было предложено апробировать действие закона на одном из регионов России, а затем тиражировать практику на остальные субъекты Федерации.

Павел Мороз

Комментарии закрыты.



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн