Малоформатные знаки, установленные в центре столицы, плохо воспринимаются водителями, если те едут на большой скорости. Такой вывод сделали в Научном центре безопасности дорожного движения МВД РФ, пишет «Ъ».
Напомним, в столице и Санкт-Петербурге проводится эксперимент по внедрению в обиход дорожных знаков уменьшенного формата.
«Дорожные знаки уменьшенного типоразмера более удачно вписываются в окружающую среду, гармонируют с архитектурой города и новым образом улиц. Вместе с тем, уменьшение типоразмера дорожных знаков позволит повысить комфортное передвижение пешеходов по тротуарам, так как знаки будут установлены выше и ближе к проезжей части. Кроме того, изменение количества и размеров дорожных знаков позволит сократить расходы на приобретение и установку дорожных знаков на 30%», — пояснил руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев.
Планируемые улучшения, как водится, обернулись неожиданными сюрпризами. Теперь в мэрии Москвы полагают, что надо подождать до окончания эксперимента, а потом принимать решение, стоит ли пересматривать скоростные лимиты.
Напомним, что провести эксперимент поручил первый вице-премьер Игорь Шувалов, а инициаторами выступили ЦОДД и экспертный центр.
В рамках пилотного проекта 2 февраля 2017 года в Москве на улицах Большая Никитская, в Гранатном и Брюсовом переулках, на Малой Никитской улице, в Скарятинском переулке установили новые знаки (в 1,2—1,5 раза меньше стандартных габаритов), помимо этого был демонтирован ряд информационных табличек.
В НИЦ БДД пояснили, что уменьшение знаков допустимо, если опираться на нацстандарт ГОСТ Р 52290-2004. При этом устанавливать знаки можно только там, где это не противоречит межгосударственному стандарту ГОСТ 32945-2014. В этом ГОСТ прописан выбор типоразмеров знаков в зависимости от скорости движения и типа покрытия автодороги. Поэтому если на дороге установлено ограничение скорости до 60 км/ч включительно, то знаки маленького размеры допустимы. Но ведь нормы КоАП РФ четко гарантируют, что скорость можно превышать на 20 км/ч, и это не будет нарушением. Таким образом фактически водитель едет по дорогам города со средней скоростью 70—80 км/ч, а на этой скорости разглядеть знаки он не успевает.
«Учитывая данное обстоятельство, знаки уменьшенного типоразмера, по нашему мнению, можно устанавливать на участках с максимальной разрешенной скоростью до 40 км/ч»,— считают в НИЦ БДД.
В ЦОДД между тем отметили, что установка нестандартных указателей допускается при согласовании с ГИБДД: «Данный проект является пилотным, и пока рано говорить о его повсеместном использовании. Для качественного и полноценного анализа эксперимента ЦОДД работает совместно с учеными и экспертами. Эксперимент продлится примерно полгода, после чего будет принято решение об использовании новых указателей».
Глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский подчеркивает, что снижать лимит скорости искусственно не следует. «На этих улицах и так узкие полосы, островки безопасности и много пешеходных переходов. В результате водители снижают скорость самостоятельно и едут медленнее, чем 60 км/ч. При этом сами знаки стали гораздо более различимы и перестали сливаться друг с другом».
Отметим, что еще до внедрения эксперимента в ЦОДД заказывали исследование на эту тему в Московском автодорожном институте (МАДИ).
«Мы говорили о том, что уменьшение размеров знаков должно происходить пропорционально снижению скорости. Мы проводили испытания: некоторые знаки хорошо читаются на скоростях не более 50—60 км/ч. Однако фактическая скорость с учетом «штрафного зазора» составляет 70—80 км/ч», — говорит проректор МАДИ Султан Жанказиев.
При этом ставить знаки там, где скорость установлена на уровне 30—40 км/ч (для достижения фактической скорости 50—60 км/ч), нецелесообразно, так как потом их придется переставлять, а это создаст хаос. И вообще, как говорит Жанказиев, устанавливать ограничения нет смысла, поскольку на уровне законодательства и так вскоре могут ввести лимит возможного превышения скорости в размере 10 км/ч, а не 20 км/ч, как это прописано в КоАП сегодня.
СПРАВКА
Штраф за превышение скоростного лимита более чем на 10 км/ч действовал до 1 сентября 2013 года. Затем «штрафной зазор» был увеличен до 20 км/ч. В 2015 году МВД создало законопроект, в котором прописывалась необходимость возвращения штрафа за превышение на 10 км/ч.
Инициатива вызвала бурные возмущения общественности. При этом, как сообщает «Ъ» со слов знакомых с ситуацией источников, столичные власти предложили одновременно с введением штрафа ограничить скорость в городах уровнем 50 км/ч. В итоге при превышении скорости в 60 км/ч хотя бы на 1 км/ч уже мог бы грозить штраф.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков утверждал, что для городов установление лимита в 50 км/ч было бы выходом из ситуации, и поправки в КоАП вносить бы не пришлось. При этом на трассах ограничения вводить не следовало бы, полагал парламентарий.
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.