В Минюсте утвердили порядок сдачи экзаменов в ГИБДД. Приказы №№ 22 и 23, разработанные МВД, вступят в силу в конце мая 2017-го. Теперь водители смогут сдавать экзамены на автодромах учебных заведений, а не только на базе ГИБДД.
Как сообщает «Ъ», представители Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) настаивали на скорейшем принятии этих нормативных актов еще в начале мая 2017 года. Первоначальная версия приказов была создана в 2016-м, а в начале 2017-го после подписания приказов Владимиром Колокольцевым, главой МВД, они были переданы в Минюст.
Эксперты, оценив тексты приказов, предположили, что для водителей процесс сдачи экзаменов усложнится, а в некоторых регионах из-за нововведений процесс приема экзаменов может вообще приостановиться.
В настоящее время 80% экзаменов в ГИБДД принимаются на площадках автошкол с использованием материально-технической базы учебных заведений. Это происходит потому, что у самих подразделений ГАИ нет собственных средств и площадок для приема экзаменов.
Что ждет водителей?
В новых приказах подробно прописан порядок сдачи экзаменов. После подачи автошколой заявки представители ГИБДД проводят проверку на предмет соответствия автошколы требованиям. Так, например, площадь учебной площадки должна быть не менее 0,24 га. Те заведения, что прошли проверку, должны за месяц до окончания срока обучения подать в ГИБДД заявку на сдачу экзамена группой слушателей. ГИБДД проверит каждого из кандидатов по списку: не были ли те лишены прав, нет ли у них медицинских противопоказаний к управлению автомобилем. Напомним, что в настоящее время остро стоит проблема выявления и лишения прав тех автовладельцев, которые состоят на учете в наркологических диспансерах, но при этом продолжают водить автомобиль и создают реальную угрозу для жизни других участников дорожного движения.
Автошколы, владеющие компьютеризированными автодромами, наконец смогут предоставлять ученикам возможность сдавать экзамены на площадке, и этот экзамен будет приравниваться к экзамену в ГИБДД. Слушателю школы останется сдать еще «Город». В настоящее время все 30 таких автошкол в РФ не могут функционировать в полной мере, потому что в приказе МВД от сентября 2016 года не была подробно прописана инструкция по взаимодействию инспекторов с такими автошколами. Была лишь озвучена общая норма, что все маневры на площадке при сдаче экзамена будут фиксироваться автоматически без участия проверяющего инспектора.
Глава ассоциации автошкол Саратовской области Дмитрий Скворцов считает, что регламент должен упростить сдачу экзаменов на права для учеников автошкол, ведь психологически проще сдать экзамен на той машине, на которой учился вождению, чем на автомобилях ГИБДД.
А вот президент МААШ Татьяна Шутылева вовсе не рада нововведениям. Она говорит, что из первоначальной версии приказа убрана норма о том, что экзамены для слушателей автошкол, которые выполнили все требования ГИБДД, принимаются на площадке автошколы. Теперь норма отсутствует, и экзамен может быть назначен в любом другом месте, в том числе и за 100–120 км от места обучения.
Есть и еще одна сложность, которая связана с выдачей ГИБДД заключения о соответствии автошкол установленным требованиям. Пока этот документ не выдан, образовательная лицензия автошколы недействительна. Заключения такого рода выдаются ГАИ с 2014 года на основании письма-инструкции №13/4-у-7104. Документ теперь не действует, о чем сообщил в своем письме врио начальника ГИБДД России Владимир Швецов, направив его в регионы. Сейчас готовится другой нормативный акт, и что будет происходить в переходное время, никому не ясно.
Шутылева полагает, что во избежание очередных пертурбаций автошколы попросту притормозят свою работу: «Автошколы постоянно получают новые заключения взамен старых. Если процесс остановится, инспекторы на местах не смогут выдавать документы, у них нет инструкций. Это чревато серьезными проблемами: автошколы не могут осуществлять образовательный процесс без заключений, а ГИБДД не может допускать на экзамены кандидатов в водители, если они учились в автошколах, нарушающих установленные требования. Пока этого мы не наблюдаем, но риск серьезных сбоев в ранее отлаженном процессе высок».
Роман Золотарёв
Комментарии закрыты.