Приветствуем!
Эта статья продолжает цикл, в котором мы рассказываем о безопасности байкера на дороге при взаимодействии с другими участниками движения. Мы уже говорили о движении в городе и за городом.
В этой статье речь пойдет о проблемах, которые нам подкидывает сама дорога.
Достаточно часто происшествия с байкерами происходят не из-за других участников движения, а именно из-за состояния дорожного покрытия и отсутствия у байкера опыта проезда тех или иных, с виду безопасных, участков дороги, которые, на самом деле, таят в себе опасности.
Байк — он двухколесный, и, соответственно, его устойчивое положение обеспечивается только гироскопическим эффектом. Достаточно приложить небольшую силу в поперечном векторе либо нарушить устойчивость, и все — байк скользит на боку, теряя краску и лоск, а мы летим кувырком в непредсказуемом направлении.
Как же научиться распознавать опасные участки, чем именно они могут быть опасны и что с этим делать, мы и расскажем в этой статье. И напомним о важности качественной мотоэкипировки. Без нее вы беззащитны, как ежик без иголок.
Приемы проезда скользких участков
Прежде всего, самым опасным участком дороги является тот, на котором снижен коэффициент сцепления покрышек с асфальтом.
Происходить это может по разным причинам — ранней весной и поздней осенью из-за ночных заморозков на поверхности асфальта может образоваться тоненькая корка льда, которую можно и не заметить на скорости. Летом наиболее частой причиной являются дорожные работы: на проезжую часть наносят битум, который по своей скользкости ничуть не уступает льду, а свежий асфальт тоже более скользкий, по сравнению со старым. Также не стоит забывать о различных местах разлива горюче-смазочных материалов, бензина, масла, которые могут произойти в результате ДТП, эти вещества могут оставаться на покрытии достаточно долго. Ну и элементарная грязь — на выездах с грунтовых дорог на асфальте всегда имеется тонкий, а иногда и нетонкий слой этого самого грунта.
Дорога, покрытая битумом. Блестит, как лед
Советов здесь несколько, и они довольно очевидны. При начале движения и периодически во время катания, ранней весной или поздней осенью, на свободном и пустом участке сымитируйте активное торможение. Эти простые действия помогут понять, в каком состоянии находится асфальт и нет ли на нем корочки льда. Разумеется, что делать это надо на небольшой скорости.
Также если во время движения вы увидели, что ведутся дорожные работы, обязательно снизьте скорость и будьте готовы удержать мотоцикл, если он наедет на скользкий из-за битума участок.
На пересечениях с грунтовыми дорогами старайтесь держаться подальше — у того края проезжей части, который непосредственно примыкает к выезду. Как правило, песок и грунт скапливаются именно на внутреннем крае. И обязательно снижайте скорость перед такими участками.
При торможении на скользком участке сначала выжмите сцепление и пользуйтесь одновременно обоими тормозами — передним и задним. Не допускайте блокировки колес!
Безопасность во время дождя
Малоопытные байкеры часто даже не подозревают, насколько опасна дорога сразу после начала дождя. И они совершают большую ошибку. Едва только начинается дождь, начинающий байкер прибавляет газу, стремясь как можно быстрее доехать до точки назначения, чтобы укрыться от сырости. Ни в коем случае нельзя так делать!
На поверхности асфальта всегда есть тонкий слой пыли, который состоит из частиц резины, песка, грунта и прочего. И когда дождь только начинается, этот слой пыли намокает и превращается в жидкую кашицу, которая становится очень скользкой. Увеличивая в это время скорость, мы сильно увеличиваем вероятность падения. Никто же в здравом уме не увеличивает скорость, попав на участок льда? Здесь та же самая ситуация.
Мокрая дорога очень коварна. Будьте предельно осторожны на ней
Поэтому, если во время катания начался дождь, нужно обязательно снизить скорость и быть особо внимательным к движению — не делать резких виражей, аккуратно заходить в повороты, постараться воздержаться от обгонов. Потерпите хотя бы минут 10–15, пока дождь не смоет грязь с асфальта. Но и после этого нужно помнить, что мокрый асфальт хуже держит, чем сухой.
Как безопасно проезжать места дорожных работ
О скользких местах при дорожных работах мы поговорили чуть выше. Но разлитый битум и свежий асфальт далеко не единственные проблемы в местах ремонта дорог.
Поперечная граница срезанного асфальта
Вы едете по дороге и видите, что впереди ведутся работы. Дорожные рабочие срезают старый асфальт. Соответственно, имеется граница между тем асфальтом, по которому вы едете, и местом, где асфальт уже снят. Там образуется «ступенька». И далеко не всегда она четкая, и там всегда имеется слой камней, остающихся от фрезера. Это крайне опасное место! Никогда не пытайтесь пересечь его под каким-либо углом, отличным от прямого. Только строго перпендикулярно!
Очень опасный участок. Здесь и мокрая дорога, и поперечные срезы асфальта
Продольная граница срезанного асфальта
Дорожные рабочие не могут одномоментно снять асфальт по всей ширине проезжей части. А иногда и не собираются делать этого, ремонтируя только одну полосу. Поэтому образуется продольная граница между существующим асфальтом и местом, где он срезан.
Старайтесь не переезжать эту границу. Но если все же дорожная ситуация требует этого, пересекайте ее под углом в 45 градусов или больше. Но не меньше! И, разумеется, перед этим снизьте скорость.
Вышеуказанные ситуации возникают и тогда, когда старый асфальт не срезается, а поверх него просто укладывают новый слой. За счет того, что новый слой выше старого, образуются те же самые границы. Их тоже нужно преодолевать таким же образом, как указано выше.
Как не упасть из-за мусора на дороге
Не менее опасными моментами являются случаи, когда на проезжей части лежит какой-либо мусор. И иногда из-за него байкеры падают.
Это происходит следующим образом. Байкер движется в потоке и не выдерживает достаточную дистанцию. Внезапно двигающийся впереди автомобиль резко принимает в сторону, и байкер замечает, что прямо перед ним на проезжей части лежит какой-то предмет. Это может быть все, что угодно, — от безобидной тряпки до небольшого бревна или какого-нибудь ящика. Времени на реагирование не остается, и происходит столкновение.
Хорошо бы научиться экстренному маневрированию на закрытых площадках, а не учиться этому при возникновении проблемы
Всегда выдерживайте такую дистанцию до идущего впереди автомобиля, какая позволит вам видеть проезжую часть достаточно далеко, чтобы иметь возможность объехать внезапно появившийся на дороге предмет. Да и в целом, чем больше дистанция, тем в большей безопасности находится байкер.
Как безопасно проезжать железнодорожные переезды
На железнодорожных переездах и в тех местах, где проезжую часть пересекают трамвайные пути, байкеру следует быть особо осторожным. Эти места таят в себе немало опасностей.
Прежде всего, всегда пересекайте рельсы под углом не менее 45 градусов. Больше — можно. Меньше — нет. Так как верхняя поверхность рельсов всегда отполирована колесами поездов и трамваев, она очень скользкая. И если выбрать меньший угол, любое из колес байка может попросту соскользнуть в сторону. И вы упадете.
Кроме того, на железнодорожных переездах пространство между рельсами, как правило, закрыто досками, по которым мы и проезжаем. И бывает так, что одна или несколько досок плохо закреплены. Автомобили проедут это место без каких-либо проблем. А вот для байка здесь опасно.
Когда встречные автомобили проезжают по таким доскам, которые плохо закреплены, конец доски, находящийся на вашей полосе, может приподняться, и довольно сильно. Соответственно, если это произойдет в тот момент, когда там едете вы, падение практически неизбежно.
Этот участок дороги требует от байкера внимательности и осторожности
Что же делать? Всегда снижайте скорость перед переездом. Подъезжая к нему, внимательно смотрите на доски, отмечая для себя, как они себя ведут в тот момент, когда по ним проезжают автомобили. Если какая-то доска «подпрыгивает» в момент проезда по ней, то постарайтесь миновать ее в тот момент, когда нет встречных автомобилей. Ваша безопасность — это ваша забота. Таковы реалии нашей жизни.
Безопасность при катании в темное время суток
В темное время суток нужно быть очень осторожным. Нельзя ночью использовать темное стекло шлема. Замените его на обычное. При этом обязательно протрите стекло, чтобы оно было чистым. Грязное стекло отсвечивает бликами, вокруг источников света появляются ореолы. Это сильно осложняет вождение.
Есть и другая опасность: водитель может недооценивать скорость мотоцикла. Восприятие скорости предметов сильно зависит от того, в какое время суток они двигаются, поодиночке или рядом друг с другом.
Ночью все движущиеся по дороге объекты кажутся более медленными, чем есть на самом деле. У многих водителей в ночное время срабатывает рефлекс: если все объекты на самом деле двигаются ночью быстрее, чем кажется, значит, на это и надо рассчитывать. Результатом становится типичное ДТП, когда выезжающая машина врезается в боковину или заднюю часть мотоцикла просто потому, что водитель рассчитывал, что байк быстрый и успеет проскочить. Но он не успевает. Ситуация осложняется, если рядом с байком едет машина, на фоне которой байк всегда кажется более быстрым, потому что он меньше.
Случается и другая ситуация, когда водитель машины недооценивает скорость движения мотоцикла, опять же в силу особенностей восприятия, и пытается выехать на трассу впереди мотоцикла. Тогда байк врезается в машину сзади, не успев притормозить.
Катать ночью, конечно, очень романтично и красиво. Но очень опасно!
Последствия в любой ситуации для вас крайне неприятны. Поэтому, повторимся, в таких местах, где возможен выезд машины на дорогу, нужно всегда проявлять особую осторожность и быть готовым к экстренному маневрированию или торможению.
Ну и наконец, в темное время суток помните о возможности ослепления фарами. Прежде всего, выходя на улицу из освещенного помещения, дайте глазам время привыкнуть к темноте.
При встречном разъезде старайтесь смотреть не на автомобиль, а на обочину справа. Тогда вас гарантировано не ослепят, и сразу после разъезда вы сможете сосредоточиться на дороге.
И ни в коем случае не ездите ночью быстро. Помните про различные ямы и неровности на дороге, которые вы из-за скорости просто можете не заметить. Берегите себя!
На этом мы заканчиваем данный цикл статей. Надеемся, что вы смогли почерпнуть из него для себя полезное. Удачи на дорогах, братья!
Автор статьи: Константин Валюх, практикующий автоюрист