Узнаем, стоит ли покупать кроссовер на вторичном рынке в текущих условиях и какие «подводные камни» ждут покупателей
Автомобили сегмента внедорожников давно стали одними из самых популярных в России. Однако в феврале и марте 2022 года несколько иностранных компаний приостановили поставки новых моделей на внутренний рынок и заморозили производство автомобилей на заводах. Из-за этого склады дилеров стали быстро пустеть, а найти подходящий кроссовер в нужной комплектации по доступной цене стало большой проблемой.
Учитывая обстоятельства, многие обратили свое внимание на рынок подержанных автомобилей. Однако россиян уже предупредили, что помимо нехватки автомобилей в стране возможна и нехватка запчастей. Autonews.ru с помощью экспертов выяснил, какую марку кроссовера лучше выбрать, а на какие стоит потратиться.
Стоит ли сейчас покупать кроссовер
Выбирая любой автомобиль на вторичном рынке, глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков рекомендует обращать внимание на стоимость владения автомобилем и его надежность. Все остальное зависит исключительно от кошелька покупателя.
С ним согласен Александр Шумский, директор аналитического центра Probok.net. По его словам, уже сейчас можно купить любую машину, если у вас достаточно денег на ее содержание.
«Запчасти в любом случае будут в России, только будут стоить в три раза дороже. На указанную ценовую политику повлияет падение курса рубля, плюс наценка до 50% из-за того, что они будут перевозиться через страны, которые фактически позволят пропускать их нелегально», — пояснил эксперт.
При этом он добавил, что сейчас лучше сделать паузу в вопросе покупки автомобиля и посмотреть, как будет развиваться ситуация на рынке.
«С одной стороны, новых машин, скорее всего, пока нет, поэтому вторичка должна идти вверх. Однако надо понимать, что люди в нынешних условиях не смогут платить большие деньги за автомобиль, поэтому не исключено, что цены на совместимые модели даже понизятся», — подчеркнул Шумский.
Какими кроссоверами владеть выгоднее всего
Аналитическая компания «Автостат» провела масштабное исследование по выявлению лидеров в различных автомобильных сегментах по стоимости владения (учитываются расходы, связанные с покупкой автомобиля: страховка, транспортный налог, зимняя резина, техническое обслуживание, топливо).
Так, в сегменте SUV B и C победителями стали китайские кроссоверы Geely Coolray и Renault Duster. В свою очередь, внедорожник УАЗ Патриот стал лидером среди внедорожников класса D. Что касается автомобилей премиум-класса, то первые места в своих сегментах заняли: Audi Q3, Land Rover Discovery Sport и Volvo XC90.
Фото: auto.ru
В свою очередь Александр Шумский считает, что в сложившейся ситуации при покупке внедорожника следует обращать внимание на корейцев и китайцев. По его словам, автомобили из этих стран будут выгоднее покупать для дальнейшего обслуживания, поскольку эти страны не присоединились к санкциям против России.
Аналогичное мнение высказал президент Союза автомобильных экспертов и оценщиков, основатель компании «АвтоЭксперт» Олег Амиров, указав на то, что Китай и Южная Корея не вводили ограничений на наш рынок. «Сейчас бытует мнение, что скоро все российские водители пересядут на китайский автопром. Это утверждение небезосновательно и касается и автомобилей с пробегом», — пояснил эксперт.
При этом он посоветовал не забывать об автомобилях корейских марок. «Если мы говорим о массовых кроссоверах и берем во внимание стоимость владения автомобилем, то здесь я вижу хороший вариант корейских автомобилей. Да, это не пафосный вариант, но он надежный и не очень дорогой в обслуживании», — подчеркнул Олег Амиров.
Что же касается острой нехватки подробностей, то эксперт считает, что масштабы проблемы несколько преувеличены. Фактически на данный момент существуют так называемые «альтернативные хабы» (страны, не присоединившиеся к санкциям), через которые можно поставлять необходимые комплектующие. Конечно, главной проблемой здесь будет вопрос цены.
Надо правильно выбирать кроссовер
Помимо стоимости владения автомобилем, еще одним важным фактором при выборе вторичного автомобиля является его надежность. И тут есть ряд проблем.
Кирилл Чернов уверен, что модель Toyota RAV4 надежная, но дорогая.
Так, по словам Кирилла Чернова, эксперта по поиску подержанных автомобилей и автора YouTube-канала АвтоРевизорро, идеального вторичного кроссовера сейчас просто не существует.
«Машина будет надежной, но неоправданно дорогой (Toyota RAV4). Или будет стоить разумных денег, но испортит содержание (Mercedes-Benz GLK). Либо он будет доступным и надежным, но сильно забитым или прилично «закатанным» (Mazda CX5)», — пояснил эксперт.
Также, по его словам, одной из характеристик популярных кроссоверов является то, что у автомобиля может быть хороший двигатель, но плохая коробка передач, и наоборот.
В качестве примера он привел Volvo XC60 первого поколения, который считается качественным и надежным автомобилем. Однако, по словам эксперта, такой автомобиль можно приобрести только с пятицилиндровыми двигателями, которые шведы делают сами, и классическим автоматом Aisin. Другие версии кроссовера могут стоить дешевле, но под капотом у них будут агрегаты Ford, надежность которых, по словам Чернова, «не выдерживает никакой критики».
Другой пример — Volkswagen Tiguan. Этот автомобиль неоднократно становился лидером по надежности в различных европейских рейтингах, однако дизельные версии этого автомобиля стоят на нашем вторичном рынке дорого, а доступные бензиновые оснащены «роботом», требующим обслуживания каждые 200 000 км. При этом средняя цена такой работы в России сейчас выросла примерно до 300 000 рублей.
Какие кроссоверы не следует рассматривать для покупки на вторичке
Кирилл Чернов составил небольшой «черный» список подержанных кроссоверов, от покупки которых водителям стоит воздержаться в сложившейся ситуации. Так, учитывая текущий дефицит запчастей, эксперт рекомендует не покупать автомобили с вариаторами (Nissan Qashqai и X-Trail, а также Toyota RAV4). Также у нескольких популярных корейских моделей не до конца устранены проблемы с износом двигателя (Kia Sportage и Hyundai Creta).
Эксперт также призвал не связываться с кроссоверами марок Opel и Chevrolet. По его словам, эти машины были относительно беспроблемными только в гарантийный период. Наконец, вы должны быть очень осторожны при покупке Mazda CX5. По экспертной статистике почти половина таких кроссоверов была выставлена на продажу после тяжелых аварий с срабатыванием подушек безопасности.
«Если вы покупаете полноприводный автомобиль, убедитесь, что он именно такой: экономные на обслуживании владельцы даже не подозревают, что уже давно ездят на двухколесном автомобиле с неисправной системой полного привода. И да, зачастую для восстановления работоспособности требуется только обслуживание сцепления и замена масла, но сейчас даже эта простая операция может стать проблемой», — заключил Чернов.
Есть ли достойные варианты на рынке?
Олег Амиров отметил, что нехватка автомобилей в хорошем состоянии была еще до последних событий, а сейчас ситуация стала намного хуже. По его словам, потенциальные продавцы автомобилей решили отложить продажу, так как не уверены, что смогут найти достойную альтернативу для получения прибыли
«Даже если вы посмотрите объявления на популярных сайтах, то увидите, что их количество сократилось почти вдвое. Однако эта ситуация может измениться в зависимости от курса рубля», — резюмировал эксперт.
Аналогичную точку зрения высказал сотрудник одного из крупных продавцов подержанных автомобилей. По его словам, сейчас очень сложно найти хороший кроссовер на вторичном рынке, поэтому тему покупки лучше закрыть.
«Что касается рекламы людей, то это барахло или автомобили по невероятной цене. В автосалонах можно найти интересные варианты, но все фирмы были вынуждены поднять цены из-за сложившейся ситуации», — рассказал представитель компании по продаже подержанных автомобилей.