Основно объект внимания чиновников: продавцы новых автомобилей. Наценку на автомобили хотят ограничить на уровне 10%, а в качестве «пряника» правительство обещает перезапустить программу льготного автокредитования. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и ассоциация автопроизводителей, похоже, договорились с Минпромторгом о снижении нормы прибыли на новые автомобили.
«Мы находимся в процессе организации соглашения между ROAD и ассоциацией автопроизводителей о том, что даже в периоды пикового спроса официальные дилеры будут ограничивать наценку на новые автомобили до 10%. Эта маржа будет по-прежнему выгодна для автодилеров. Рентабельность автопроизводителей составляет 5-6%. Ставка повышения у официального дилера на новый автомобиль считается 7-10%. Это позволяет бизнесу официальных дилеров иметь приемлемую маржу», — сообщил ТАСС некий «источник» в министерстве.
В последнее время в СМИ явно намеренно «раздуваются» скандалы на тему так называемого «дополнительного оборудования», которым официальные дилеры модернизируют автомобили. Допустим, купить машину в заводских настройках стало совершенно невозможно. Да, это так, но это началось давно.
К тому же практически невозможно купить так называемую «базовую комплектацию» той или иной модели — автомобиль с самым скромным двигателем и минимальным набором заводских опций. Уже прошло десять лет. Этих версий всегда нет в наличии, и их крайне сложно заказать. Теоретически это возможно, но на практике не всегда.
В Европе, без сомнения, местные «официалы» тоже попытаются продать вам более дорогую комплектацию, но от постановки на «базу» отказаться нельзя. В противном случае разгневанный покупатель «дунет» на местное представительство производителя, а также подаст в суд. Мало не покажется: дилеров могут лишить, а моральный вред придется выплатить, причем астрономическую сумму.
В России суды вообще не принимают иски о возмещении морального вреда, а если таковой числится в материалах дела, то в лучшем случае выпишут издевательство над тысячей рублей. Да и то не всегда. Добиться лишения официального статуса дилера также практически невозможно. Даже если факты серьезнейших злоупотреблений и нарушений правил, установленных компанией-производителем, задокументированы, работодатели каким-то образом ухитряются все тормозить. В таких тепличных условиях официальные дистрибьюторы творят что хотят.
«Нет, этой команды нет и не будет в ближайшее время. Нет, в настоящее время мы не принимаем заказы. Когда мы собираемся получить, я не знаю. Мы никому ничего не должны, то, что находится на сайте представительства, нас не интересует. Машины есть, приезжайте. Да намного дороже. Но в наличии. И комплектация хорошая, плюс дополнительное оборудование и зимняя резина в подарок», — попытался выступить в роли покупателя недорогого седана французского производства автор.
К сожалению, это совсем не так, все давно к этому привыкли. Ровно как и у «разводилов» на доп оборудование. Самое ужасное, что он был установлен через известное место.
«Деньги были, меня «развели», конечно, прилично, но большую часть этого я все равно собирался поставить. Вот так все и было установлено… Установил парктроник, срезал все клипсы на бамперах, в салоне тоже самое, панели теперь кривые. Электрические «в соплях», вместо скрученных разъемов, даже не заизолированных, все глючит и вываливается. На днях упала камера заднего вида и осталась висеть на проводах. А эти еще хамят и пытаются «стрелки перевести», мол, я виноват. Два месяца с ними воюю, уже не рад, что продал старую машину и купил новую, она еще не старая, а ездить можно было», — жалуется владелец новенького японского кроссовера
Аналитическое агентство «Груздев-анализ» подсчитало, что в России пропали без вести более 67 тысяч автослесарей. А таковых в обозримом будущем не появится, так как система подготовки технических кадров полностью разрушена. Просто государству это не нужно, чиновников волнует совсем другое, чем все знают.
«Вы можете завербовать кого угодно. Платить можно 120-150 тысяч рублей в месяц. Но действительно ли такие выстрелы способны починить машину? — задает риторический вопрос главе агентства Александру Груздеву.
Не способен. Те, кто подходит к своему делу ответственно, просто уходят с рынка и меняют сферу деятельности.
«Пришлось закрыть, хотя у меня была хорошая СТО: десять киосков, в том числе два на автомобильное электричество. Платил я прилично, даже выше рынка, а несколько «дефицитных» специалистов зарабатывали не меньше меня. Но «текучка»… Кого-то привлекли, кто-то переехал и ему стало неудобно ходить на работу, кто-то уволился, старых кадров у него хватает, новых нет, тем более на таком уровне. И в один прекрасный момент я понял, что компанию придется закрыть. Стали появляться жалобы, нанятых механиков (за приличные деньги!) стали «резать», хамить начальству и клиентам. Мы здесь незаменимы. Мне это надоело, — говорит бывший владелец автосервиса Сергей.
У официальных дилеров точно такая же ситуация, автослесарей просто нет, и даже мало-мальски грамотный автоэлектрик сейчас совсем ненаучная фантастика. Да и действительно качественные специалисты не рвутся на «официалов», они предпочитают работать самостоятельно, а не на «дядьку».
Такова, так сказать, рыночная ситуация. Расходы на квалифицированный персонал в дилерских центрах растут, как и другие расходы. И это не только ЖКХ и квартплата, если помещение арендовано (много раз собственное). Повышение процентных ставок по банковским кредитам также не способствует снижению маржи каждого проданного автомобиля, поэтому запретительные меры могут только усугубить ситуацию.
Никакой пощады для торгашей, простая логика. Да, пока продажи растут, люди пытаются как-то пристроить стремительно обесценивающиеся рубли. Но в целом покупательная способность населения катится в пропасть, а «официальные» автодилеры, чей бизнес будет «регулироваться», скоро перестанут выживать.
Этот процесс усугубляется тем, что мировые автопроизводители потихоньку уходят с нашего рынка. Помимо ухода из России Ford, Opel и Honda, есть опасения, что этот процесс продолжится. Кроме того, остальные компании (пока!) сократили до максимума модельный ряд, представленный на российском рынке, что также не способствует бизнесу официальных дилеров.
«Автосалоны будут закрываться и перепрофилироваться в «серые» дилерские центры, иначе они не выживут. На рынке останутся только крупные игроки, да и то не все, вспомните недавнюю историю с Рольфом. В общем ничего хорошего не вижу. Хотя, и плохо, наверное, тоже. «Чиновники», которые до боли смеются. А уровень сервиса падает, а цены на обслуживание растут. Зайди на любой форум по любой марке и модели кроме ОД (непечатное выражение), других обзоров ты там не увидишь. Но есть и объективные причины, с которыми они никак не могут справиться. Например, «официалы» не имеют права продавать «неофициальные» автомобили, говорит совладелец компании по торговле автомобилями.
Россияне за много лет привыкли к Ford Focus, машина действительно неплохая. С Опель Астра та же история. И где они сейчас? Понятно где — у «серых» дилеров. Аналогичная история и с теми автомобилями, которые к нам не привозят, например, Toyota Land Cruiser J70, Toyota Tacoma, Toyota Tundra, Nissan Patrol Y61, Chevrolet Silverado, Ford F-250/350 и др., тоже продаются, но не официально.
С обещанной государством льготной (субсидируемой государством) программой автокредитования не все просто. Во-первых, по времени.
«Решение по льготному автокредитованию на границе мы примем в первом и втором кварталах 2022 года. Сейчас все средства направляем на стимулирование локализации», — передает тот же анонимный «голос» из Минпромторга.
В данном случае «голос» — ерунда. «Местоположения» нет и не предвидится. Не менее абсурдны рассуждения того же «источника» о том, что АвтоВАЗ «все производит здесь». Чиновник, видимо, не в курсе, что все электрическое и электронное оборудование импортируется. Да и не только. В целом для автомобилей тольяттинского производства доля импортных комплектующих составляет не менее 50% и постоянно растет. Конвейер долгое время простаивал после того, как Bosch прекратил поставки своей продукции на завод. Вместо качественной электрики теперь используют автомобили, выражаясь языком автомобильных форумов, «лютые кетайцы».
У них его нет, они его уничтожили. И уже пацаны Путина. С середины 90-х завод «Квант» выпускает электронные блоки управления «Январь 4.1». Они и сегодня пользуются популярностью у автолюбителей, славятся своей надежностью, простотой и возможностью перепрограммирования. Но в 2008 году компания обанкротилась, оборудование было продано в чермет, а производственные помещения сданы под склады.
Это второе. Будут ли отечественные автомобили, покупку которых хотят субсидировать, это очень хороший вопрос. Еще пара запретов на поставку, и транспортер снова остановится. А там, глядишь, французов задавят и завод на Волге назад в Россию отодвинут. В виде «недвижимости», потому что все локализованное производство ими было уничтожено. Но за большие деньги. А эдры заплатят, они привыкли заискивать перед иностранцами. Есть прецедент, тот же французский «Мистраль».
ГАЗ, кстати, тоже встанет, как и УАЗ, КамАЗ и все остальное. По той же причине: отсутствие автомобильных комплектующих.
«Серые» дилеры, отсутствие гарантии на автомобили, коррумпированные мастера и проблемы с запчастями — это «светлое» будущее российского авторынка. И оно прибудет завтра. У населения заканчиваются деньги, чиновники давят официальных наркоторговцев, а иностранцы «закрывают» страну.
СВПРЕССА — 27.03.2022 в 04:40