Вообще, конечно, жаль, что перспективные менеджеры довели российский автопром до нынешнего состояния. Необязательно производить каждую пружину или шайбу самому, но еще обиднее осознавать, что, кроме как в Китае, все это взять неоткуда.
Сегодня уже сложно представить, что до недавнего времени в стране производились автомобили практически без импортных комплектующих. Зила, Газа, Жигули, Москвичи — всем им, в общем-то, было наплевать на любые политические и экономические катаклизмы. Качество зачастую было не очень высоким, правда, но машины производились и эксплуатировались круглый год.
Гораздо позже, с появлением экономии на импорте, заговорили о какой-то локализации. Мол, все хорошо, но надо бы что-то сделать самим. Маты, например. Эффективные менеджеры всех уровней послушно кивали и продолжали выстраивать цепочки поставок для спасения за границей. Причина очевидна: это быстро и просто. А развивать собственное производство, да, ну… Со временем да, наверное, но если посчитать вложения, то скисает.
Потом карета, правда, превратилась в тыкву, иначе и быть не могло. Как отметил директор Ассоциации дистрибьюторов автокомпонентов Алексей Певхенен, около 90% поставщиков в Европе приостановили ввоз запчастей в Россию: «Производители и поставщики запчастей пока не понимают, как будет развиваться ситуация. Поэтому они приняли решение временно приостановить поставку запчастей».
Г-н Певенен сказал, что производство автомобилей в России зависит от импорта. По его словам, мы не производим электронные изделия, двигатели, автомобильные платформы, коробки передач, мосты и кузовные детали: капоты, двери, колесные арки и решетки радиатора.
«Собственного производства автозапчастей у нас практически нет, — пояснил г-н Певенен. — Больше всего поставщиков у АвтоВАЗа, у Kia, Hyundai, Toyota собственное производство запчастей. В Калуге небольшие компании-поставщики также локализовали производство запчастей. Но это не относится к крупным технологическим операциям. При этом все запчасти идут не на продажу, а на сборочные конвейеры.
Что-то, что, конечно, мы производим. Из мелочевки — это фильтры: масляный и воздушный, салонный и топливный. В общем, их можно смело устанавливать практически в любую машину — качество вполне удовлетворительное. Также это типовые расходники, которые не стоит использовать вечно. Есть еще аккумуляторы, тоже хорошие. Есть также радиаторы всех видов. Некоторые товары действительно сделаны в дальневосточной стране, но имеют русские названия: генераторы, стартеры и т.д. Наконец, есть вполне приличные технические жидкости – масла, антифриз, тормозные жидкости. И, конечно же, у нас есть свое топливо, и хорошее. Со всем вышеперечисленным машину не построишь, но тоже неплохо.
Больной вопрос известен: можно ли использовать неоригинальные детали на иномарках? Известна официальная точка зрения: нет, конечно, особенно на машинах на гарантии. Но в текущей ситуации вполне очевидно, что при отсутствии, например, импортного моторного масла, лукойловское, то есть наше, будет продолжать использоваться. То же самое относится к вышеупомянутым фильтрам; в этом случае ни один Мерседес не пострадает. В целом российский авторынок, скорее всего, будет перераспределен в сторону Азии.
Однако, как ясно дал понять г-н Певенен, зарубежные комплектующие в любом случае не пропадут: на помощь снова придут параллельные схемы, использовавшиеся в 1990-е годы. В частности, «Объединенные Арабские Эмираты могут оказать большую помощь: это отличный транспортный узел, куда стекаются товары со всего мира. В том числе — и автозапчасти. Итак, мы будем импортировать оттуда. Но, конечно, цепочки поставок станут длиннее, а цены — еще выше».