Ситуация с авторынком более-менее ясна: он рухнет и неизвестно, когда восстановится. Но что будет с нашим автопромом?
К сожалению, говорить об автомобилестроении в последние десятилетия всем надоело. Потому что автомобилестроение это ВАЗ. Да и вообще всё. Правда, для гигантов духа есть УАЗик — тут можно улыбнуться. Вот УАЗ — это наш настоящий автопром. Выбросьте оттуда упоминания об автоматических коробках передач, мультимедийных системах, сенсорных экранах и прочем лоске, и мы пойдем своим путем. Не много и не очень хорошо, но мы это сделаем.
Есть еще Ауро. И это хорошо: об этом можно мечтать. Например, если я накоплю немного денег, я куплю какой-нибудь Сенат.
Ну а если серьезно, то опять смотрим на Тольятти. Не будем думать, останутся ли там французы; от таких мыслей голова пухнет.
Ни одна автомобильная компания в мире сегодня не занимается натуральным хозяйством. Только автопром времен СССР мог как-то обходиться без импорта. И сегодня ситуация складывается таким образом, что самыми независимыми от импорта моделями ВАЗ на данный момент оказались «Нива Легенда» и «Нива Тревел». Что-то заменим отечественным, что-то отбросим. Производство других моделей Granta, Vesta, XRAY и Largus связано с поставкой компонентов, контролируемых Renault Group. Что придет на ум? Скорее всего, как и у всех, ничего умного. Другими словами, они также попытаются перекрыть кислород.
Почти все иностранцы покинут Россию в ближайшие дни и недели. Надолго или нет, никто не знает. Сильное укрепление валюты уже очевидно. Ждем закрытия доступа к новым компьютерным технологиям, а также приборостроению и станкостроению, и других ударов по чувствительным областям экономики. В этом случае, скорее всего, мы снова начнем отличать одну Весту от другой с первого взгляда, как раньше мгновенно замечали разницу между ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011. Такие слова, как «Первая модель», «Третья модель», будут использоваться снова. И если ГАЗ вдруг возьмется за дело, разговоры о «новой Волге» снова оживут».
Отдельная головная боль — электроника. Единственная надежда на Китай. Но товарищи за границей уже договорились с Тайванем, что никаких полупроводников в Россию поставляться не будет. Как на это отреагирует Китай, неизвестно. И рассчитывать на то, что мы сами снова начнем клепать такие блоки управления, как «Январь» или «Автрон», которые подойдут к современным автомобилям, все же не стоит. В этом сценарии внутренний рынок будет стареть довольно быстро.
Однако повторюсь: китайцы будут на нас. Никто толком не знает, сколько там автозаводов и что они там завтра запустят. Все это просто должно прийти к нам. Не знаю, будут ли китайцы развивать наш автопром, но почему бы и нет?
А еще сценарий может быть примерно таким: фантазируй, фантазируй. Почему бы не воспользоваться этим сумасшедшим кризисом и не сесть наконец на общественный транспорт? Пусть ВАЗ клепает сколько угодно и сколько угодно, но мы же столько лет говорим, что развитие общественного транспорта для нас в приоритете… И тут возможность — личный автомобиль в конвульсиях. Так что, по Дейлу Карнеги, возможно, следует воспользоваться этими недостатками? Используем ситуацию и объясняем, как хорошо жить без личного автомобиля и всех связанных с этим проблем. Клепаем автобусы, электробусы и все, что может перевезти не одного человека, а хоть пятьдесят. Мы строим для них эксклюзивные дорожки, не бутафорские, а настоящие. У нас все работает как часы. Что здесь невозможного? И в то же время мы развиваем велосипедные дорожки.